Для IT-гигантов готовят глобальную мировую реформу
Америка тоже плачет
В июле 2021 года официальный сайт ОЭСР сообщил: 130 стран, на долю которых приходится более 90 процентов мирового ВВП, присоединились к заявлению о необходимости провести большую налоговую реформу. Задумка в том, чтобы крупные многонациональные предприятия, включая цифровые компании, платили налоги не там, где захотят, а там, где они получают наибольшую прибыль.Новая международная конвенция, которая, согласно планам ОЭСР, должна появиться к 2023 году, призвана обеспечить «более справедливое» распределение налогов от IT-гигантов между странами.В частности, речь идёт о введении «глобальной минимальной ставки корпоративного налога» на деятельность транснациональных компаний.Интересно, что одним из инициаторов конвенции выступили США — вопреки расхожему мнению, IT-гиганты, «вышедшие» из Силиконовой долины, далеко не всегда платят налоги в американскую казну. Twitter или Facebook нередко отыгрывают политические темы, выгодные США, но когда доходит до налогов, то денежки, как говорится, врозь. Бигтех, регистрируясь, скажем, в Ирландии или Чехии, платит налоги там, где ему выгодно, а не там, где зарабатывает больше всего, — проблема эта касается не только России, Франции, Германии, Великобритании или Австралии, но и родных для большинства интернет-гигантов Штатов.
Google и Facebook должны платить налоги там, где богатеют — в России
В России, где согласны работать над новой конвенцией, занялись и усилением «домашнего» законодательства. Комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ по поручению спикера палаты регионов Валентины Матвиенко открыла 5 сентября серию рабочих встреч с участием парламентариев, представителей правительства, экспертов и специалистов. Как сообщил журналистам глава комиссии Алексей Пушков, один из выводов, который сделали по итогам обсуждения, — ни одна страна в одиночку не решит вопросы налогообложения цифровых гигантов, но международные соглашения не всегда устраивают государства. «Поэтому мы должны смотреть и на возможности совершенствования нашего законодательства», — пояснил он.
Сколько Google зарабатывает в России?
С 1 января 2022 года для интернет-гигантов, как считают некоторые эксперты, в нашей стране наступит «час икс» — вступит в силу закон о «приземлении» цифровых компаний. Транснациональный бигтех обязан будет открыть представительства своих компаний в России. Но о налогообложения этот закон не говорит. Поэтому, уверен Алексей Пушков, важно сформулировать собственную концепцию сбора налогов с интернет-гигантов, на основании которой «можно было бы как «донастроить» российское законодательство, так и вести диалог на международных площадках«.Пока налогообложение цифровых гигантов как для России, так и для большинства стран мира — terra incognita, абсолютно новая тема. Тем не менее уже посчитано, что иностранные IТ-компании смогут своими налогами приносить в бюджет как минимум 53 миллиона долларов в год, а как максимум — 103 миллиона. Таковы сделанные по заказу Минцифры расчеты агентства PwC, которые в августе опубликовал Forbes.Сегодня сведения о прибыли глобальных интернет-компаний публикуют сами IT-гиганты или их не публикует никто. К примеру, о 85 миллиардах рублей, которые Google в 2020 году заработал в России, известно лишь из сообщений самого Google.Поэтому российские парламентарии предложили создать в России национальную систему подсчёта прибыли цифровых гигантов. Пушков считает, что это можно сделать, например, через подсчёт рекламы на их сайтах, за которую компании получают деньги. Так пока никто не делал, но, уверен сенатор, если задачу поставит руководство страны, то выполнить её вполне реально.
Личный кабинет для гиганта
В Госдуме считают, что элементы системы подсчёта прибыли интернет-гигантов уже заложены в российских законах, принятых недавно нижней палатой. Депутат Госдумы Антон Горелкин пояснил, что закон «о приземлении» обяжет тот же Facebook не только открыть свое представительство в России, но и пользоваться электронной площадкой Роскомнадзора. «Считаю, ее нужно интегрировать с личным кабинетом налогоплательщика», — предложил парламентарий.Читайте также:
• Что может «упасть» после Facebook, WhatsApp и Instagram?
• Фейсбуку могут и не дать посадку в России
Есть и другие варианты. Например, получать информацию об объёме IT-гигантов выручки даёт возможность Закон «Об учёте рекламы в интернете», он же поможет отслеживать отношения цифровых компаний с российскими рекламодателями. А Закон «О едином измерителе» даст чёткое представление о реальной аудитории иностранных сервисов.«В результате мы получим в России более прозрачный рынок, равные возможности и понятные условия игры для всех его участников. А в идеале, конечно, нам хотелось бы установить единые правила налогообложения IТ-гигантов на международном уровне», — заключил Антон Горелкин.При этом все эти инициативы не имеют отношения к цензуре, пояснил депутат Госдумы Александр Хинштейн. Наоборот, по его словам, Россия пытается отстоять свободу слова, которая нередко страдает из-за злоупотреблений IT-монополий. «Мы создаём систему поэтапного понуждения — от информирования о нарушении ресурсом законодательства России, которое появляется при переходе по ссылке на этот ресурс, до его блокировки. Искренне верю, что до крайних мер у нас не дойдёт», — надеется депутат.