В вуз больше не поедет ревизор
Почему отказались от выездных проверок
Ранее действующая система аккредитации была неудобной как для самих вузов, так и для Рособрнадзора. Образовательные организации год готовились к визиту ревизоров, а те, в свою очередь, запрашивали огромное количество документов. В результате такие проверки, по словам первого замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавишниковой, носили непрозрачный характер.«Многие эксперты, которые участвовали в аккредитационной экспертизе, не раз отмечали, что существующие форматы отчётности, выводы и заключения экспертной группы имеют субъективный характер», — назвала она «Парламентской газете» главный недостаток прежней модели. В случае когда во время переаккредитации вуз или его филиал закрывали, студентам приходилось доучиваться в другом университете.С 1 марта 2022 вузам будут выдавать бессрочное свидетельство о госаккредитации. Но при этом у Рособрнадзора останутся рычаги влияния на проблемные университеты. Как пояснил глава ведомства Анзор Музаев на пленарном заседании профессорского форума 27 сентября, мониторинг вузов Рособрнадзор будет проводить непрерывно и в автоматическом режиме.И если выяснится, что образовательная организация не соответствует определённым критериям, надзорный орган вправе приостановить деятельность вуза до выяснения обстоятельств. Но теперь такие жёсткие меры будут применяться только в крайнем случае. Учредителя вуза обяжут перевести студентов в другие организации высшего образования по аналогичным направлениям подготовки.
Как будут оценивать преподавателей и студентов
Разработанные Минобрнауки и Рособрнадзором аккредитационные показатели — своего рода обязательные требования и вместе с тем гарантия качественного высшего образования. Так, новая модель аккредитации предполагает прямое измерение знаний обучающихся. Мерить их, как следует из проекта приказа, будут на основе среднего балла ЕГЭ выпускников школ и по итогам демонстрационного экзамена выпускников колледжей. О кадровом обеспечении вуза можно будет судить по количеству преподавателей, имеющих учёную степень. При оценке уровня выпускников учтут тех, кто смог трудоустроиться в течение одного года после получения диплома.
Минобрнауки представило новую модель аккредитации вузов
Важными показателями при проведении аккредитационного мониторинга являются динамика конкурсного отбора за последние три года, актуальная программа развития вуза, финансовое обеспечение, количество студентов, прошедших практику по профилю обучения. Критерием успешности вуза предлагают также считать публикации студентов и преподавателей в профильных отраслевых отечественных и иностранных журналах, обновление материально-технической базы университета не реже одного раза в три года, процент преподавателей, освоивших программы дополнительного профобразования и другие.Запрашивать все эти сведения благодаря высокому уровню цифровизации системы образования не придётся, обращает внимание Ирина Рукавишникова. Обобщать их надзорный орган будет с помощью современных систем анализа и технологий искусственного интеллекта.
Что предлагают парламентарии
Сенатор поддерживает замену проверок на мониторинг и предлагает в качестве показателя кадровой обеспеченности вуза учитывать количество работников, с которыми заключены бессрочные трудовые договоры или договоры на длительный срок. У успешного вуза таких преподавателей должно быть не менее 70 процентов, считает первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству.Читайте также:
• Работу вузов будут оценивать по знаниям студентов
• Аккредитация вузов станет бессрочной с марта 2022 года
• Обучающие онлайн — программы пройдут государственную экспертизу
Переход на бессрочную аккредитацию вузов поддерживают и в Госдуме. «При условии, что не будут сильно закручивать гайки», — уточнил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин. При этом депутат выступает против такого показателя оценки вуза, как процент трудоустроенных выпускников.Трудоустройство студентов — это не проблема вузов, а проблема госполитики, решить которую можно, приняв закон о квотировании рабочих мест, убеждён первый зампредседателя профильного комитета палаты. По словам Смолина, подробно рассмотреть проект приказа Минобрнауки планируют на экспертном совете при комитете Государственной Думы. Общественное обсуждение документа с привлечением профсообщества и общественности продлится до 17 ноября.