Водителей из групп риска хотят тестировать на наркотики и алкоголизм
Изображения
Описание
Точечный подход
Действующий порядок медосмотров уже предполагал введение анализов на психоактивные вещества и хронический алкоголизм. Но эта норма должна была вступить в силу только с 1 января 2022 года, при этом она бы коснулась всех автомобилистов.Проект приказа Минздрава откладывает эту норму до 1 марта 2022 года и существенно уточняет её. Так, на анализы планируется направлять только водителей из групп риска. К ним относятся люди с клиническими признаками наркологических расстройств, которые должен установить врач-психиатр-нарколог во время стандартного приёма. Также анализы на наркотики и алкоголизм будут обязательны при возвращении водительского удостоверения по истечении срока лишения прав.По действующему приказу, анализ на хронический алкоголизм проводился методом определения маркера CDT в сыворотке крови. Проект нового приказал Минздрава даёт более широкое предписание: проводить «лабораторные исследования крови или мочи на определение хронического употребления алкоголя».
Минздрав пожалел водителей
Кроме того, Минздрав уточняет порядок проведения анализа на психоактивные вещества. Он делится на два этапа. Сначала делают предварительные химико-токсикологические исследования (ХТИ) образца мочи. Если они покажут, что в образце есть следы опиатов, каннабиноидов, кокаина, метадона и других наркотиков, то материал отправят на подтверждающие ХТИ. Новый приказ уточняет, что срок доставки образцов на второй анализ не должен превышать десяти рабочих дней, а сами подтверждающие исследования могут длиться до трёх дней.Также Минздрав хочет обязать лаборатории хранить пробы после подтверждающих ХТИ три месяца, а полученные масс-спектры — в электронном виде в течение пяти лет.Если анализы подтвердят наличие в организме наркотиков либо систематическое употребление спиртного, то человека отправят на полноценное обследование в наркологическую клинику, следует из проекта приказа.
Эффективный инструмент безопасности
Последние годы растёт число людей, которые управляют авто под воздействием наркотиков, отмечает Минздрав в пояснительной записке. Если в 2013 году по итогам освидетельствования на состояние опьянения наркотики выявляли у 12,2 процентов водителей, то в 2020 году таких было уже 25,9 процента.
Власти планировали установить обязательное тестирование на алкоголь и наркотики для всех, кто получает или меняет права, ещё в 2019 году. Введение это нормы откладывали неоднократно, вплоть до 2022 года. Общественность критиковала эту норму в том числе и в связи с тем, что медосмотры проводят за счёт водителей, а тесты на нарко- и алкозавимость весьма недешёвые.«Один комплексный тест на алкоголь и наркотики сейчас стоит около десяти тысяч рублей. Такая дорогая процедура должна проводиться обоснованно», — сказал «Парламентской газете» координатор движения «Общество синих ведёрок» защитник прав автомобилистов Пётр Шкуматов.Читайте также:
• Порядок медосвидетельствования водителей продлили до конца 2021 года
• За рулем — сухой закон
Он приветствовал решение Минздрава применить риск-ориентированный подход. По его мнению, это самый эффективный способ повысить безопасность на дорогах: пьяницы и наркоманы не получат права, а добропорядочные водители не почувствуют никаких изменений и не будут тратить лишних денег.
«Подавляющее большинство наших граждан — нормальные законопослушные люди, и не надо тыкать в них иголки и заставлять писать в баночку, чтобы они доказали, что никогда в жизни не употребляли наркотики», — убеждён Шкуматов.