Поддержку семей с детьми и инвалидов усилят
Разложили по полочкам
Принимая в конце октября проект бюджета в первом чтении, глава профильного думского комитета Андрей Макаров заметил, что часть средств осталась нераспределенной "в мешочках, которые следует разложить по полочкам во втором чтении«.При подготовке документа в Комитет по бюджету и налогам поступило более тысячи поправок. Часть из них была объединена, часть — отозвана авторами. В итоговые таблицы были включены 753 поправки, в том числе 589 — к принятию и 164 — к отклонению.«На здравоохранение расходы бюджета растут более чем в три раза и по сравнению с 2017 годом и первоначальным бюджетом на 10,5% или на 22,8 миллиарда рублей. На образование — на 26 процента, на 92,5 миллиарда рублей. У нас в 2022 году растут расходы на культуру — на 30 процентов», — отметил Макаров.Поправки «Единой России» к бюджету, по его словам, позволяют выполнить все социальные обязательства и поручения президента. Также учтены поправки, которые внес глава государства — они увеличат размер МРОТ и прожиточного минимума, что затронет более 16,5 миллиона человек.
Ремонт дорог и сельские территории
Если говорить в целом, то предложенные изменения позволяют направить дополнительные средства на решение приоритетных задач — социальную поддержку граждан, особенно семей с детьми, отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин.Он напомнил, что при обсуждении законопроекта в первом чтении депутатами был сформулирован целый ряд предложений для доработки основного финансового законы страны.Речь идет о развитии системы здравоохранения, особенно его первичного звена, строительстве и капитальном ремонте школ. На решение жилищных проблем граждан — расселение ветхого и аварийного жилья, обеспечение собственными квартирами детей-сирот также будут выделены дополнительные средства.Кроме того, депутатами были одобрены поправки, предусматривающие выделение дополнительных средств на ремонт автодорог регионального и местного значения, субсидирование авиаперелетов для жителей Дальнего Востока.Проголосовали думцы и за увеличение финансирования на развитие сельских территорий, повышение доступности медпомощи на селе и обеспечение жильем инвалидов. Поддержку нашли и поправки, увеличивающие бюджетные расходы на капремонт студенческих общежитий, строительство спортплощадок, содействие занятости молодежи и устранение цифрового неравенства.Но главное — индексация социальных расходов выше уровня инфляции, подчеркнул Вячеслав Володин.Президент предложил в следующем году проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6%. Значит, вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ, пояснил председатель палаты.Вячеслав Володин добавил, что в ближайшее время предстоит принять решение о дополнительной индексации пенсий. Кроме того, по фактической инфляции в следующем году будет проиндексирован материнский капитал.
Регионы — в центре внимания
Одним из ключевых приоритетов бюджета Вячеслав Володин назвал сокращение разрыва в бюджетной обеспеченности регионов. Межбюджетная политика должна быть выстроена так, чтобы поддержать потенциал развития регионов, уточнил спикер Госдумы. Тогда у них будут достаточные ресурсы для выполнения собственных полномочий и решение социальных вопросов — строительство школ, детских садов, больниц, дорог, обновление общественного транспорта.В следующем году сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов составит 758,58 миллиарда рублей, что на 40,3 миллиарда или на 5,6 процента больше показателя 2021 года.Вячеслав Володин также отметил, что в этом году значительно улучшилась ситуация с распределением трансфертов для регионов. Если еще четыре-пять лет назад ко второму чтению бюджета распределялось менее 65 процентов межбюджетных трансфертов, то сейчас распределено более 98 процентов всех трансфертов на очередной год, напомнил председатель палаты.Это создает для регионов бóльшую предсказуемость и помогает им в формировании собственных бюджетов, пояснил Вячеслав Володин. Ускоряется, благодаря этому, и заключение соглашений с федеральными ведомствами. А это позволяет решить главную задачу — чтобы средства, заложенные в бюджете, начинали работать в регионах с 1 января, пояснил Вячеслав Володин.
Председатель палаты также дал поручение Комитету Госдумы по контролю изучить ситуацию с обеспечением детей-сирот жильём во всех регионах-донорах. Затем список регионов-доноров, в которых проблемы с жильём детей-сирот не решены, парламентарии передадут министерству финансов. «И разберёмся, почему там, где деньги есть, жильём не обеспечивают детей-сирот», — пообещал спикер.Что касается регионов-реципиентов, у которых бюджет недостаточен для того, чтобы решать данную проблему самостоятельно, то варианты помощи им парламентарии обсудят с Минфином.
Предложения фракций учтены
Перед началом пленарного заседания первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков («Единая Россия») обратил внимание на то, что в этом году уже на стадии второго чтения распределены практически все субсидии, субвенции, дотации и сегодня региональные бюджеты могут быть полностью сформированы. По словам Жукова, также будут выделены дополнительные средства на приобретение машин скорой помощи, школьных автобусов и т.д.Как сообщил председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин («Единая Россия»), при подготовке ко второму чтению бюджета дополнительные средства направлены в качестве субсидии субъектам на ликвидацию свалок в рамках федерального проекта "Чистая страна«.Значимыми оказались и предложения фракции ЛДПР, касающиеся социальной сферы.«В бюджет заложено много денег, теперь надо их правильно распределить, закрыть самые узкие места. Мы вносили наши предложения, они были учтены. Деньги заложены на сельское хозяйство, дороги, ремонт школ, общежитий для молодёжи. Мы надеемся, что эти статьи расходов останутся в полном объёме — всё это необходимо. И медицина получит больше, и образование», — приводятся на сайте партии слова лидера ЛДПР Владимира Жириновского.Справедливороссы также внесли свои поправки. «Во-первых, мы предлагаем полностью обнулить расходы бюджета на материальное стимулирование госслужащих. Какие могут быть премии для чиновников, когда половина страны живет в нищете и бедности?!», — цитирует пресс-служба партии слова лидера фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергея Миронова.Также справедливороссы предлагали сократить объем резервного фонда правительства на 220 миллиардов рублей из 290. Еще 80 миллиардов рублей депутаты фракции считали нужным выделить на запуск программы бесплатного массового тестирования на ковид.В свою очередь фракция КПРФ выступила за увеличение прожиточного минимума до 25 тысяч рублей. Об этом заявил руководитель фракции Геннадий Зюганов перед пленарным заседанием. Также фракция настаивала на «поддержке народного образования». «Чтобы выполнить послание президента, надо выйти, как он говорит, на мировые темпы, они выше трех процентов. А у нас 10 лет подряд меньше одного процента! Чтобы войти в пятерку, надо иметь 5-7 процентов, а мы с такими темпами будем в лучшем случае 15-ми в этом мире, а это означает полный провал политики, которую проводит нынешнее правительство», — уточнил лидер КПРФ.Первый замруководителя фракции «Новые люди» Владислав Даванков сообщил журналистам, что проектом бюджета предусмотрено повышение собираемости штрафов, несмотря на профицит в 1,3 триллиона рублей. «А у нас нужно уменьшать бюрократический пресс, порядка 40% — такими „доенными коровами“ выступают дальнобойщики», — сказал депутат.«Может, стоит исходить из здравого смысла и не собирать количество штрафов, а действительно наказывать за настоящие нарушения, а не по плану бюджета?», — добавил он.В целом, поправки, поступившие от парламентских фракций, на вторничном заседании рассматривались около четырех часов. Некоторые из них, хотя и были отклонены из-за отсутствия четкого плана, нашли понимание у Андрея Макарова, представлявшего во втором чтении проект бюджета. К примеру, предложение справедливоросса Михаила Делягина, предложившего поддержать молодых ученых в регионах. Иные поправки глава бюджетного комитета рекомендовал отклонить из-за отсутствия реальных источников финансирования предлагаемых новаций или дублирования уже ранее внесенных и согласованных с Минфином. Некоторые предложения остались без поддержки, так как затрагивали структуру бюджета, которая была утверждена в первом чтении документа.