Феотудэй

Коллекторов предложили не пускать в ЖКХ

История вопроса

Закон, запрещающий уступать права по возврату просроченных долгов по услугам ЖКХ третьим лицам, был принят в 2019 году, однако управляющие компании, как ранее отмечала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, научились обходить новую норму, пользуясь лакунами в правовом поле. Вполне закономерно, что их решили устранить. В мае 2021 года Госдума приняла в первом чтении новые поправки в жилищное законодательство, запрещающие управляющим компаниям обращаться к услугам коллекторов для взыскания задолженности и заключать с ними агентские договоры.Ресурсники сочли, что поправки серьёзно затрагивают их интересы. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) направила письмо вице-премьеру Марату Хуснуллину, попросив внести в законопроект уточнения, которые позволили бы гарантирующим организациям в сфере водоснабжения и водоотведения пользоваться услугами коллекторов.В письме отмечалось, что если организации водопроводно-канализационного хозяйства не смогут обращаться к коллекторам и взыскивать задолженность, то произойдёт рост дебиторской задолженности.В ответе Минстрой отметил, что запрет на взыскание задолженности за коммунальные услуги третьими лицами может привести к отрицательным последствиям. Исполнителю коммунальных услуг и ресурсоснабжающим организациям, возможно, придётся создавать свои локальные службы по возврату долгов, что приведёт к росту тарифов для потребителей.Ведомство разработало проект законодательных поправок, в соответствии с которыми предлагается предусмотреть возможность привлечения коллекторов для взыскания долгов по ЖКХ, если они будут включены в соответствующий госреестр юрлиц. Об этом говорится в письме, которое Минстрой направил в ответ на обращение РАВВ, документ опубликован на сайте ассоциации.Однако понимания в Госдуме оно не нашло. В палате считают новацию неразумной. Людей надо защищать от коллекторского произвола, а не наоборот, уточнил 3 августа в своём Telegram-канале председатель Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн.

Сумма долгов населения по ЖКУ в первом полугодии превысила 120 млрд рублей

Чиновники Минстроя, а теперь и Минэкономразвития зачем-то пытаются встать на те же грабли, от которых мы с огромным трудом ушли, с удивлением отмечает депутат. «Запрет взыскания долгов по ЖКХ через коллекторов был законодательно установлен ещё в 2019 году именно по инициативе «Единой России», — уточнил Александр Хинштейн. — Наша позиция неизменна: никаких коллекторов в сфере ЖКХ быть не должно«.По мнению председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова (ЛДПР), в стране достаточно мер воздействия на россиян, задолжавших по услугам жилищно-коммунального хозяйства.«Вообще коллекторские службы нужно запретить. У нас есть служба судебных приставов, есть Гражданский кодекс, есть судебные процедуры. Сегодня достаточно мер воздействия на должника со стороны судебных приставов, поэтому никакие коллекторы в этот процесс не должны быть втянуты», — сказал ранее Нилов в интервью телеканалу «360».

Это не наши методы

С другой стороны, на коллекторах клин светом не сошёлся, есть и другие формы контроля, мотивирующие потребителей платить вовремя за полученные жилищно-коммунальные услуги. Поэтому к прописанному в законопроекте запрету на агентские соглашения с третьими лицами для работы с дебиторской задолженностью в Совете Федерации предлагают подходить взвешенно, учитывая непростую ситуацию на рынке ЖКХ.По словам главы Комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова, общая задолженность россиян по ЖКУ перед всеми ресурсоснабжающими организациями приближается к 1,4 триллиона рублей. Из них на долю населения и исполнителей услуг приходится 901 миллиард, на долю бюджетных потребителей — 48 миллиардов, прочих промышленных потребителей — почти 432 миллиарда рублей.Читайте также:

• Кто имеет право выбивать долги за ЖКХ

• СМИ: Минэкономразвития поддержало проект о доступе коллекторов на рынок ЖКХ

• Расходы семей на оплату ЖКУ предложили снизить до 15%

Чтобы взыскать хотя бы часть из этой громадной суммы, управляющие компании работают с задолженностью, используя разные формы и без привлечения профессиональных взыскателей. Например, через адвокатские бюро, расчётные центры коммунальных услуг или создавая собственные подразделения. Об этом сообщила замминистра энергетики Анастасия Бондаренко, добавив, что действующий федеральный закон о коллекторах "и так не распространяется на взыскание задолженности по жилищно-коммунальным услугам«.Если исключить возможность УК обращаться к третьи лицам в принципе, то просроченная задолженность, которая и так растёт опережающими темпами, может принять серьёзные масштабы. Поэтому Минэнерго в согласии с Минстроем законопроект не поддерживают.

Андрей Кутепов сообщил, что законопроект Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в декабре. «Понятно, что поправки в законопроект вызваны обеспокоенностью ресурсоснабжающих организаций. Услуги оказываются, а долг нарастает, что сказывается на их финансовой устойчивости. С другой стороны, население должно быть защищено от действий коллекторских агентств», — сказал сенатор.С такой постановкой вопроса согласился и первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, который считает коллекторов лишним элементом в системе ЖКХ. Целесообразнее, по его словам, вводить новые формы работы с задолженностью россиян, в том числе с привлечением давно отработанных ФНС цифровых технологий.В интервью «Парламентской газете» сенатор напомнил, что сегодня некоторые управляющие компании заключают договоры с расчётными центрами, которые обзванивают должников, напоминая о задолженности, и эта мера в большинстве случаев срабатывает.«Так почему бы не сделать такой инструмент централизованным по всей стране? Это было бы гораздо полезнее, чем пускать коллекторов в систему ЖКХ», — подчеркнул Рябухин, добавив, что законопроект нуждается в доработке.