Феотудэй

Парламентская ассамблея ОДКБ намерена сменить формат работы

Превзойти оборонительную повестку

Развитие модельного законодательства в пространстве ОДКБ позволяет создавать единые правовые основы для обеспечения безопасности государств, отметил модератор дискуссии, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности Анатолий Выборный.«Яркий пример — создание единого списка террористических организаций. Благодаря этому мы можем оперативно реагировать на угрозы, ведь как только организация признаётся террористической в одном государстве ОДКБ, то автоматически такой статус она получает и в других», — рассказал он.В портфеле ПА ОДКБ уже 73 модельных закона и рекомендаций, сообщил ответственный секретарь ПА ОДКБ Сергей Поспелов. Последние три приняли на заседании ассамблеи 29 ноября — модельные законы об информационной безопасности и о миротворческой деятельности, а также рекомендации по гармонизации правого поля стран ОДКБ в области госслужбы.Государства активно внедряют модельные нормы в национальное законодательство, особенно в сфере безопасности, отметил Поспелов. «До 99–100 процентов доходим по некоторым актам», — подчеркнул он.

Володин предложил разработать единые стандарты преодоления миграционных кризисов

Сейчас появился запрос на переформатирование работы ПА ОДКБ, чтобы превзойти оборонительную повестку и предотвращать новые угрозы, заметил Анатолий Выборный. Он напомнил, что спикер Госдумы и председатель ПА ОДКБ Вячеслав Володин неоднократно ставил вопросы о развитии законодательных механизмов в сфере медико-биологической безопасности, криминализации попыток реабилитации нацизма, а также защите избирательных процессов от вмешательства извне. По словам Сергея Поспелова, все эти темы уже обозначены в плане работы ассамблеи.

Перспектива на миротворчество

В последние годы приобретает всё большее значение такая функция ПА ОДКБ, как мониторинг военно-политической обстановки в зоне коллективной ответственности. Эта работа позволяет законодателям понять, какие требуются правовые механизмы для оперативной реакции стран Договора в кризисных ситуациях, отметил Выборный.

«Мониторинг — важнейший элемент парламентского взаимодействия, он обеспечивает обратную связь законотворческому процессу», — подтвердил глава комитета Высшего Собрания Таджикистана по правопорядку, обороне и безопасности, председатель Координационного совещания председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ при Совете ПА ОДКБ Рустам Шохмурод.В рамках мониторинга, например, парламентарии стран ОДКБ регулярно присутствуют на совместных учениях миротворческих сил организации. Важно, что на таких учениях Россия может передавать другим странам свой опыт, приобретённый во время миротворческих миссий в Сирии и Нагорном Карабахе, подчеркнул глава Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Сергей Рачков.«На взгляд белорусской стороны, миротворчество представляет перспективное направление. Мы нашли своё место и роль в этой работе в ООН, готовим наши контингенты», — добавил он.При этом назрел вопрос об актуализации механизмов кризисного реагирования, считает зампредседателя Национального собрания Республики Армения, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Акоб Аршакян. «В этом контексте востребованы механизмы мониторинга, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций», — пояснил он.Кроме того, добавил Аршакян, армянская сторона призывает к повышению военного сотрудничества стран ОДКБ — для повышения боевой подготовки, слаженности и мобильности сил коллективной безопасности.Читайте также:

• Пискарев: учения ОДКБ показали слаженность действий воинских соединений

• Страны ОДКБ будут вместе бороться с нацизмом

Однако эффективность коллективных мер зависит от заинтересованности всех стран ОДКБ в решении проблемных вопросов друг друга, указал экс-премьер-министр Армении, профессор Академии Управления Армении Хосров Арутюнян. «Мы не больны друг другом, мне кажется. Например, напряжённость между Таджикистаном и Киргизией была колоссальна, но для других регионов это было чем-то очень отдалённым. Нужно подумать, чтобы коллективная безопасность на самом деле была неделимой», — призвал он.

По мнению Арутюняна, для этого нужно формировать общие экономические интересы стран ОДКБ, ведь именно отсюда вытекает общность интересов в политике и безопасности. «Пора уже в ЕАЭС подумать о реальной интеграции, которая будет базироваться на специализации и международном разделении труда, а не только на снятии торговых барьеров, хотя и это очень важно», — заключил эксперт.