«Археологические права» российских регионов могут расширить
Изображения
Описание
Крым — одно, Сибирь — другое
В границах территорий, где потенциально могут находиться археологические объекты, перед началом любых строительных работ необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу, что делает любой проект сложнее, дольше и дороже. Поэтому важно как можно точнее определить, где государственная историко-культурная экспертиза необходима, а где нет. А этого никто не знает лучше, чем местные органы охраны культурного наследия.
«Очевидно, что в такой огромной стране, как Россия, разные регионы обладают разным археологическим потенциалом, — рассказал «Парламентской газете» директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко. — Одно дело — Крым или Краснодарский край, где в каком месте ни копни, наткнёшься на археологический объект, и другое, к примеру, мало заселённые районы Сибири«.Трудно представить, что было бы, если бы перед строительством федеральной трассы
«Таврида» от Керчи до Севастополя не провели раскопки, в результате которых обнаружили сотни новых артефактов. Но раскопки таких масштабов вряд ли понадобятся при строительстве трассы в каком-нибудь таёжном регионе.«На местах ситуацию, естественно, знают лучше, особенно если речь идёт о Крыме с его сильнейшей научной археологической школой, — уверен Майко. — Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Крыма существует много лет, за эти годы им наработан большой опыт, накоплена огромная информация о культурном наследии полуострова».
Границы государств меняются, а музеи остаются на своих местах
Поэтому логично, если это ведомство и будет определять границы территорий, где потенциально может находиться археологический объект. К тому же принятие решения на месте упростит сложную бюрократическую процедуру утверждения границ.
Закон и люди
О том, что передача полномочий на уровень региона придаст динамизма процессам определения границ, «Парламентской газете» сказал и заместитель директора Центрального музея Тавриды, в прошлом — председатель Государственного комитета Республики Крым по охране культурного наследия Сергей Ефимов.
Они раскопают любую историю
Впрочем, повторимся, в Крыму, с его многотысячелетней историей, есть основания предполагать наличие объектов археологического наследия фактически где угодно. Поэтому важно, чтобы изменения в Закон
«Об охране культурного наследия» не привели к тому, что местные органы власти просто начнут раздавать строительным организациям справки, что на той или иной местности нет объектов археологического наследия и, значит, можно начинать работы без государственной историко-культурной экспертизы."У органов охраны культурного наследия, конечно, есть базы данных по памятникам, но, как показывает практика, многие археологические объекты можно обнаружить только во время работ, — объяснила старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова. — Например, древние грунтовые могильники — их никак не обнаружишь, пока не копнёшь. Поэтому просто так давать отписки, что, дескать, по нашим данным, на этой территории памятников нет, это неправильно, по крайней мере для Крыма«.С одной стороны, уровень сохранности археологического наследия зависит
в том числе и от качества законодательства, как закон описывает этот механизм и какие полномочия даёт органам контроля. С другой стороны, по мнению Стояновой, российский Закон «Об охране культурного наследия» — один из лучших в мире.«Например, далеко не все страны додумались до необходимости обязательной государственной историко-культурной экспертизы, — рассказала Стоянова. — Это не означает, что закон не нуждается в совершенствовании, отдельные шероховатости в нём, безусловно, есть, но в целом он даёт хорошую базу для охраны культурного наследия, а вот как он выполняется на местах — это уже другое дело. К сожалению, нарушения есть, в том числе и в Крыму».