Регистрацию детей от суррогатных матерей хотят упорядочить
Соломоново решение
Поводом для внесения законопроекта стало растущее количество судебных исков от людей, которые стали родителями, воспользовавшись вспомогательными репродуктивными технологиями, но столкнулись с трудностями при регистрации ребёнка, рассказал один из авторов документа, бывший сенатор Валерий Рязанский.Например, в 2019 году, когда и был подготовлен проект закона, суды Санкт-Петербурга рассмотрели 62 дела, связанные с ЭКО и суррогатным материнством, а московские суды — 31 дело. Такие разбирательства иногда идут несколько лет, уточнил Рязанский. Всё это время у ребёнка нет гражданского статуса, а значит, он не имеет права на то же бесплатное питание или медобслуживание."Казалось бы, появился на свет ребёнок, есть живые родители — не важно, семья это, гражданская пара или что-то ещё, — но они не могут зарегистрировать сына или дочь, — рассказал Валерий Рязанский. — До сих пор единственным вариантом решения проблемы было обращение в суд. Проект нового закона упорядочивает регистрацию таких детей«.Для этого предложено привести в соответствие друг с другом нормы различных уже действующих законов: об охране здоровья граждан, Семейный кодекс, о регистрации актов гражданского состояния.«Например, закон об охране здоровья даёт право воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями как семейным парам, так и тем, кто состоит в гражданском браке. Но законодательство о регистрации актов гражданского состояния ограничивает последних в правах регистрации ребёнка», — пояснил эксперт.В ещё более трудной ситуации оказываются одинокие женщины, которые прибегают к вспомогательным репродуктивным технологиям. А в самом худшем положении находятся одинокие мужчины, отметил он.
У семи нянек
По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяны Буцкой, круг лиц, права которых должен защищать законопроект, надо расширить. Во главу угла следует поставить интересы ребёнка, сказала депутат. Необходимо также определить права суррогатных матерей. Но неоднозначной считает парламентарий идею уравнять в правах семейные пары и тех, кто в браке не состоит.«Возникает целый ряд вопросов, — поделилась опасениями Буцкая. — Что, например, будет, если родится нездоровый ребёнок? Как поступать, если суррогатная мать передумала отдавать ребёнка? Нужно ли распространять такие нормы на родителей, не состоящих в официальном браке? И как это согласуется с госполитикой по поддержке традиционных семей?» По мнению депутата, необходимо учитывать интересы и медицинского сообщества, чтобы врачи, которые оказывают такие услуги, не становились фигурантами уголовных дел. А такие случаи известны, уточнила она.Всё это можно учесть ко второму чтению законопроекта, ответил коллеге Валерий Рязанский. «Сейчас мы должны решить главный вопрос, который перед нами поставила сама жизнь, — как законодательно закрепить права таких детей и родителей», — отметил он. Пока такие споры решаются индивидуально в каждом отдельном случае. Но нужен общий алгоритм, уверен эксперт.
Сколько стоит ребёнок
Сегодня законодательство часто не успевает за развитием технологий, отметила руководитель аппарата Ассоциации юристов России Елена Спиридонова. "Вопросов много, в том числе в плоскости этики, морали, — отметила она. — При этом моё мнение как представителя юридического сообщества: лучше, чтобы любая сфера была урегулирована хоть как-то, чем она не будет урегулирована вообще. Потому что правовые пробелы — это всегда возможность для злоупотреблений«.С экспертом согласился и Валерий Рязанский: «Пока эта сфера не урегулирована, она в том числе является особым предметом интереса для недобросовестного бизнеса». Он обратил внимание, что стоимость услуг суррогатного материнства в России начинается от трёх миллионов рублей.Рязанский также отметил, что разработанный проект закона получил положительный отзыв Правительства. Задача парламентариев — наполнить его актуальным содержанием.