Росздравнадзор закрыл 10 тысяч интернет-аптек
Полтора миллиарда для интернет-аптек
В октябре 2021 года россияне купили в Интернете лекарств на 1,5 миллиарда рублей. Такие данные «Парламентской газете» привели в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Чаще других таблетки онлайн покупали москвичи, которые потратили на это 261 миллион рублей. На втором месте оказались жители Подмосковья, которые накупили лекарств на 156 миллионов. Вместе они принесли интернет-аптекам каждый четвёртый рубль выручки.Подтягиваются и другие регионы. Так, заметно больше препаратов в Сети в этом году стали покупать в Чувашии. С января по октябрь объём дистанционных продаж лекарств там вырос почти в 30 раз. К таким же показателям стремится и Ненецкий автономный округ, где ещё в январе таблетки онлайн вообще не заказывали.Сервисы для дистанционной продажи лекарств только начинают появляться, раньше их не было, объяснил стремительный рост онлайн-фармакологии президент АКИТ Артём Соколов: «Чтобы выйти в онлайн, надо провести достаточно глубокую интеграцию. Это касается и описания товаров, и учёта их остатков и так далее. Сейчас всё больше компаний в регионах такую работу уже проделали».
В январе начнется эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств
На росте продаж сказались и новые правила в этой сфере, которые вступили в силу в сентябре, напомнил Соколов. Они разрешают небольшим аптекам удалённо продавать безрецептурные лекарства на своих сайтах или с помощью интернет-агрегаторов. Раньше такое право было только у крупных сетевых аптек.Закон о дистанционной продаже лекарств — один из важнейших документов, который в прошлом году оперативно приняли депутаты, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина. «Закон во многом решил проблему обеспеченности граждан необходимыми медикаментами, что особенно важно в нынешней ситуации, в условиях пандемии», — сказала депутат "Парламентской газете".Безопасность онлайн-покупок — одна из важных причин, почему россияне уходят в интернет-торговлю, в том числе и лекарств, подтвердил опрос ВЦИОМ, проведённый в августе этого года. Среди других, и даже более популярных причин, участники опроса назвали: более низкие цены (73%), больший выбор (28%), удобство (24%) и экономию времени (23%).
Кому не место в онлайне
Однако москвичи, которые активнее других покупают лекарства дистанционно, в последнее время всё реже стали пользоваться интернет-аптеками. Например, по сравнению с сентябрём онлайн-продажи таблеток в столице сократились почти в полтора раза."Могу предположить, что осень — сезон болезней и людям в первую очередь нужны рецептурные препараты, — предположил Артём Соколов. — А когда нельзя заказать через Интернет и то и другое, человек идёт за лекарством в физическую аптеку".Невозможность торговать лекарствами, которые отпускают по рецепту, серьёзно тормозит развитие фармацевтического интернет-рынка, считает Артём Соколов: "Чтобы использовать все преимущества дистанционных продаж, надо разрешить продавать онлайн-аптекам также рецептурные препараты. Чем больше услуг мы предлагаем клиенту, тем охотнее он идёт на тот или иной ресурс. И тем больше времени он экономит«.Но есть и обратная сторона медали. Это контроль качества медикаментов, отметила Татьяна Соломатина. «Есть вопросы к механизму отслеживания качества препаратов. Это как раз прерогатива Росздравнадзора», — сказала она.Как контролируют работу онлайн-аптек, под конец года отчитались в самой Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. По данным ведомства, сейчас 397 аптечных организаций имеют разрешение на дистанционную торговлю лекарственными препаратами, в том числе 40 аптек продают свою продукцию с использованием площадок-агрегаторов. При этом по итогам контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 2021 году «по решениям Росздравнадзора Роскомнадзором заблокированы 10 084 сайта, реализующих лекарственные препараты с нарушениями», говорится в докладе ведомства.
Из-за коронавируса стало больше инсультов
Ранее глава Росздравнадзора Алла Самойлова, выступая на XIV всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество-2021», отметила, что основными причинами блокировки сайтов были торговля рецептурными лекарствами, отсутствие лицензии на фармдеятельность и торговлю, а также продажа не зарегистрированных в России препаратов.При этом, как отметил Артём Соколов, добросовестных участников рынка не блокировали ни разу. Это как раз те 40 аптек, которые пользуются агрегаторами, уточнил президент АКИТ.
Побочным реакциям особое внимание
В проекте решения коллегии Роздравнадзора отмечено, что за девять месяцев 2021 года в базу данных «Фармаконадзор 2.0» поступило 29 221 сообщение о нежелательных реакциях на лекарственные препараты, в том числе на вакцину против COVID-19. Больше всего таких случаев выявлено в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Свердловской, Нижегородской, Московской области, Алтайском, Краснодарском краях, Республике Башкортостан и в Карачаево-Черкесской Республике.В сентябре на пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню безопасности пациентов, Алла Самойлова отметила, что частота нежелательных явлений после вакцинации российскими препаратами от ковида не превышает 0,018 процента и все они описаны в инструкции по применению. При этом Росздравнадзор уже требовал от медорганизаций расследовать нежелательные реакции после прививок от коронавируса и сообщать об этом в центральный аппарат ведомства.Теперь же оно станет требовать от медучреждений усилить наблюдение за побочными эффектами из-за лекарственных препаратов, в особенности вакцины от коронавируса, говорится в решении коллегии.Для выполнения этого поручения необходимо организовывать обучающие программы для медицинского персонала, считает Татьяна Соломатина. «Раньше от врачей этого не требовали. Поэтому важно объяснять, как отслеживать нежелательные реакции, как информировать об этом вышестоящие органы», — сказала она.Кроме того, депутат предложила на законодательном уровне закрепить обязанность врача сообщать о нежелательных реакциях у пациентов на те или иные препараты. «Чтобы у медицинского персонала эта схема была записана, что называется, на подкорке», — подчеркнула Соломатина.