Феотудэй

Поставщиков некачественных товаров для детей предложили отвадить от госзакупок

Соответствие стандартам дороже

По данным Роспотребнадзора, лишь 10 процентов детской продукции не соответствует требованиям качества. По экспертным же оценкам, которые привела Валентина Матвиенко, объём контрафакта в детской индустрии в РФ достигает 40 процентов! Уберечь наших детей от товаров непонятного происхождения, по словам спикера Совета Федерации, смогут системные изменения, которые потребуют и законодательных мер.Одно из таких предложений — изменить систему госзакупок товаров и услуг для детских учреждений. Сейчас основным критерием для определения поставщика продукции в школы и детсады по госзаказу остаётся не качество товара или услуги и их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а наиболее низкая цена. В итоге те, кто экономит на качестве, имеют преимущество перед добросовестными производителями детских товаров.

Хоррор — детям не игрушка

«Думаю, каждый родитель согласится со мной — на детях экономить нельзя! И во главу угла мы должны ставить качество. А у нас получается, что именно экономия — это главный фактор закупок. И „философию“ эту сломать пока не удалось», — выразила сожаление спикер.Матвиенко предлагает сделать так, чтобы соответствие ФГОСам стало непременным условием закупок методических комплектов, учебного оборудования и других товаров для детских учреждений. «Здесь, безусловно, нужны и законодательные меры», — уверена она.

Кто ответит за безопасность детских товаров

Проблема контроля за качеством детской продукции (а точнее, его отсутствия) у профессионалов давно на слуху. Например, до сих пор в стране нет федерального органа власти, который бы непосредственно отвечал за безопасность товаров и услуг для детишек. Всё это, в основном, лежит на плечах конкретного заказчика руководителях школ, детсадов и других образовательных учреждений. Порою это оборачивается для них уголовными делами — не всякий руководитель детского учреждения в силах проверить мебель или оборудование для пищеблока на безопасность.В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров России провели анализ госзакупок продукции в рамках нацпроекта «Образование». Как рассказала на заседании Совета президент ассоциации Антонина Цыцулина, результат произвел самое негативное впечатление. «Мы увидели отсутствие контроля и массовую фальсификацию документов о безопасности продукции. Мои обращения к главе Минпросвещения закончились лишь благодарностью министра „за гражданскую позицию“ и его устной рекомендацией обратиться в надзорные органы».

Между тем, экспертизой качества детских товаров, возможно, займётся Минздрав России. О том, что Правительство готовит такое решение, рассказала на заседании Совета вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. В парламенте и регионах надеются, что определение ответственных на федеральном уровне поможет наконец-то создать единую программу стандартизации в сфере товаров и услуг для детей, — об этом, в частности, сказал глава Пензенской области Олег Мельниченко.Читайте также:

• В детских садах запретили колбасу

Мода на «сделано в России»

Доля товаров отечественного производства на российском рынке детской продукции составляет пока не более 30 процентов. Согласно программе, утвержденной Правительством в прошлом году, к 2024 году этот показатель должен составить 35 процентов. Однако Валентина Матвиенко уверена, что нашей детской индустрии по силам занять через два года половину внутреннего рынка.Тем более, что здесь есть значительные успехи, на которых спикер сделала акцент . Например, Минкультуры вместе с курирующим развитие детской индустрии Минпромторгом практически на 50 процентов оснастили детские школы искусств и все училища в сфере культуры отечественными музыкальными инструментами — это 4 тысячи пианино, более 3 тысяч духовых инструментов, почти 2,5 тысячи ударных. А ведь ещё пять лет назад их производство находилось в полном упадке. «Этим реально хочется гордиться — начинали с развала, а сейчас производство музыкальных инструментов в России возрождается у нас на глазах», — отметила Валентина Матвиенко.Кроме того, по мнению спикера Совета Федерации, нужно с ранних лет приучать детей, что российское — значит хорошее. «Это один из элементов настоящего патриотического воспитания, правильного отношения к своей стране и даже, в какой‑то степени, формирования культурного кода», — подчеркнула она.Действительно, ситуация в мире уже поменялась — как говорили участники заседания, марка «Сделано в России» набирает популярность в разных странах, а надписи на кириллице становятся мировой модой. Это подтверждает, в том числе, рост экспорта наших продуктов и товаров для детей — его объемы, по данным Минпромторга, выросли на 22 процента за последние пять лет.