Феотудэй

Рекомендации в Интернете требуют отключать в один клик

Главное — выбор

Рекомендательные алгоритмы соцсети используют, чтобы показывать пользователю контент по его интересам. Сначала ресурс какое-то время

«учится», анализируя, что смотрит юзер, но очень скоро начинает продвигать на первые позиции в показе интересные именно ему записи. В маркетплейсах стоит только посмотреть что-нибудь из любого раздела, как пользователя завалят в выдаче похожими товарами. Аналогично работают онлайн-кинотеатры и новостные агрегаторы: любителю боевиков предложат смотреть только экшены, а тому, кто интересуется спортом, — свежие подборки с соревнований.С одной стороны, это удобно, но с другой — вокруг пользователя формируется информационный пузырь, который чем дальше, тем плотнее, а выбраться из него всё труднее. Разработчики законопроекта хотят дать людям такую возможность.«Главное — это право выбирать, хочет человек находиться в таком пузыре или нет, — объяснил Антон Горелкин. — Если ему нужна лента новостей в хронологическом порядке, он должен получить возможность её видеть».

Реклама не пройдёт незамеченной

В документе несколько основных позиций.

Первая — интернет-ресурсы будут обязаны информировать пользователя об обработке его данных рекомендательной системой, а человек должен иметь возможность в любой момент отказаться от такой обработки. На сайте следует опубликовать правила работы рекомендательного алгоритма, содержащие перечень данных о пользователях и их предпочтениях, источниках их получения.

Вторая — на владельцев ресурсов возложат обязанность выявлять и пресекать воздействие на рекомендательную систему, из-за которого нарушаются стандартные алгоритмы выдачи. За подобное может грозить штраф.

Третья — контролировать работу рекомендательных систем должен Роскомнадзор, куда пользователи смогут пожаловаться, если их она не устраивает. Обратную связь с юзерами следует поддерживать и самим платформам.

Среди других предложений — помечать рекламные записи, ограждать детей от вредных для них рекомендаций или вовсе запретить применять подобные алгоритмы к детским профилям.

"Сейчас под видом работы рекомендательной системы людям предлагают рекламу без всяких пометок, — пояснил Горелкин. — А что касается детей, то система не делает никаких различий в выдаче контента между ними и взрослыми пользователями, что недопустимо«.

Читайте также:

• Онлайн-кинотеатрам хотят запретить мат при детях

• Соцсетям предложат не навязывать пользователям чьи-то убеждения

• Горелкин: список «приземляющихся» IT-компаний может дополняться

Что будем настраивать

Что-либо настраивают на сайтах, где это можно сделать, лишь один-два процента пользователей, а потому ждать, что нововведения сильно изменят потребление контента россиянами, не стоит. Так считает член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов. По его мнению, технически встроить в уже существующие ресурсы предлагаемые механизмы несложно. Но наверняка эти идеи встретят сопротивление.

"Поднимется сильный крик: представители платформ будут рассказывать, что это чудовищно сложное программирование и модерация, — предрёк Ашманов. — Это неспроста: у них есть задачи — и коммерческие, и идеологические, — а тут получится, что эти механизмы перестают работать".

Люди не настраивают соцсети и другие ресурсы не потому, что не умеют или не хотят, а потому, что на большинстве современных платформ просто нет удобных и нужных фильтров, считает Instagram-блогер с миллионной аудиторией Юлия Хаюц.

"Я бы и хотела сделать так, чтобы кого-то в ленте видеть, а кого-то нет, но сейчас не могу, — сказала она. — Рекомендательные алгоритмы мне не мешают, но если бы я могла их более точно настраивать, было бы лучше«.

Есть вопросы и к верификации пользователей по возрасту — механизмы для этого есть, но практически не используются, отметил Игорь Ашманов. А если ресурсам вменят в обязанность показывать детям только соответствующий их годам контент, то всё содержимое соцсетей придётся маркировать. Оценивать контент, возможно, будет искусственный интеллект.Рекомендательные алгоритмы, напомнил член СПЧ, не просто советуют, но делают это с выгодой для тех, кто их придумывает. Так, каким-то образом поняв, что покупатель интернет-магазина имеет деньги, нейросеть предложит ему более дорогой товар или даже выставит более высокую цену на то, что для других пользователей стоит дешевле. «В этом смысле рекомендательные системы должны носить недискриминационный характер», — отметил Игорь Ашманов.