Талантливым школьникам помогут стать учёными
Изображения
Описание
В России подготовят законопроект о реализации научных разработок на практике
При этом хочу отметить, что Год науки стал логическим продолжением национального проекта «Наука», стартовавшего в 2019 году. По его результатам Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров по приоритетным направлениям, уменьшить отток ученых за границу и повысить привлекательность мест работы для иностранных ученых. Полагаю, что Год науки во многом приблизил страну к достижению этих целей.- Как сейчас выглядит ситуация с привлечением в науку молодых кадров?- За последние десять лет в России в полтора раза увеличилось число учёных в возрасте до 39 лет. При этом в группе до 29 лет наблюдается сокращение.Мы в мае совместно с РАН провели парламентские слушания на тему «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста». Были подняты важнейшие вопросы поддержки молодых учёных, финансирования научных проектов, необходимости популяризации науки, повышения авторитета учёных, престижа научной деятельности.Также мы рассмотрели инструменты, направленные на обеспечение притока молодых исследователей в науку: создание «молодежных лабораторий», поддержку работы научно-образовательных центров, укрепление института аспирантуры.
В России разработали законопроект, закрепляющий статус молодого учёного
Важно поддерживать ученых-исследователей, увеличивать инвестиции в российскую науку, развивать научные центры передовых российских компаний, создавать системы академического сопровождения талантливой молодёжи.Рекомендации слушаний уже выполняются, считаю, что вместе мы сможем достичь значимых результатов в поддержке молодых учёных — соответствующий законопроект готовится.- А какие идеи есть о популяризации науки среди школьников?- Хочу отметить, что ключевым приоритетом государственной политики должен также стать поиск, развитие и сопровождение талантливой молодёжи, которая в будущем может дать ярких лидеров в науке, образовании и культуре.Тут я не могу не упомянуть важнейший блок задач, который был озвучен и нашел своё отражение в утверждённом президентом перечне поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, который состоялся 1 июня 2021 года. В их числе содействие Курчатовскому институту в создании центра общего и дополнительного образования детей для углубленного изучения учебных предметов, курсов, дисциплин в области естественных и инженерно-технических наук.
Молодёжи гарантируют работу
— В СССР каждый мальчик мечтал стать космонавтом, потому что страна гордилась своей наукой, а запуск спутника был событием национального масштаба. А кто сейчас может стать примером для молодёжи? Чем сегодня могут гордиться россияне?- Гордиться есть чем. Россия первая в мире разработала вакцину от COVID-19 — препарат «Спутник V». На сегодня в нашей стране зарегистрировано пять вакцин от коронавируса: «Спутник V», «Спутник Лайт» «ЭпиВакКорона», «ЭпиВакКорона-Н», а также «КовиВак». Этот результат стал возможен только благодаря наличию мощного научного фундаментального задела, который сохранили наши выдающиеся учёные.Российская вакцина «Спутник V» уже одобрена в 70 странах с общим населением свыше 3,7 миллиарда человек. По количеству полученных одобрений государственными регуляторами «Спутник V» занимает второе место в мире. Не случайно Государственная премия в области науки и технологий за 2020 год указом Президента России была присуждена именно создателям вакцины «Спутник V».
Коронавирус: главные вопросы и ответы
Кстати, по результатам опроса учителей, который провели Фонд гуманитарных проектов и региональные операторы проекта «Билет в будущее», на фоне развития ситуации с коронавирусом дети чаще стали задумываться о карьере в медицине и фармакологии, а также о профессии учёного в сфере химии или биологии. То есть примеры, на которые хотят равняться дети, есть и сейчас.Уверена, что Россия и сегодня способна реагировать на крупнейшие вызовы современности как безусловный лидер. Таких примеров в нашей стране можно привести множество.- Раз уж мы заговорили о коронавирусе, как вы оцениваете готовность системы образования к новым вызовам?- Уходящий год, как и предыдущий, стал для нас испытанием на прочность. В условиях пандемии коронавируса было крайне важно донастроить систему образования, обеспечить непрерывность образовательного процесса.В этой связи вовремя была принята поддержанная Минобрнауки наша законодательная инициатива о регулировании использования образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в условиях введения режима повышенной готовности.При этом ещё раз повторю, что никто и никогда не заменит живого — глаза в глаза — общения учителя и ученика.- В январе 2020 года Совет Федерации просил Правительство установить единую систему оплаты труда педагогических работников. Как решён этот вопрос?- Сегодня подходы к зарплате учителей практически сформированы: в общей заработной плате базовая часть должна составлять не менее 70 процентов. Стимулирующие выплаты могут начислять за победу на олимпиадах, мастерство педагога в организации воспитательной работы.Пилотный проект по модернизации оплаты труда педагогов сейчас реализуют в пяти регионах. Рассчитываем, что он поможет отработать механизм формирования окладов учителей, создание понятной и единой системы компенсационных и стимулирующих выплат на уровне регионов. А по итогам реализации проекта такая практика будет расширена на все субъекты.- Совет Федерации уделяет особое внимание поддержке женщин-учёных. Какие остаются проблемы?- В России доля женщин-ученых в науке составляет 39 процентов, в то время как аналогичный показатель в мире — 30 процентов. Среди особо востребованных у женщин направлений научных исследований — разработки новых медицинских препаратов, исследования, касающиеся освоения космоса и связанные с атомной энергетикой.В некоторых странах участие женщин в науке, политике и экономике квотируют. В нашей стране квоты не устанавливают, но стараются создать необходимые для увеличения представительства женщин условия. Например, вводят гибкий график работы для мам — молодых исследовательниц, создают детские группы, возможно даже на рабочем месте, используют другие формы поддержки.Поддержку женщин-ученых мы активно обсуждали в этом году на Третьем Евразийском женском форуме, который прошёл в Санкт-Петербурге. Например, прозвучала идея организовать в крупных институтах и научных центрах что-то вроде детских садов, куда женщины-учёные могли бы отдавать своих детей, когда приезжают на работу.А в конце года на Конгрессе молодых учёных, прошедшем в Парке науки и искусства «Сириус», мы провели сессию «Женщины в науке: тенденции и перспективы». Обсудили, какая дополнительная поддержка необходима для непрерывности научной карьеры молодых женщин-исследователей.Есть предложения и от субъектов, что для нас особенно важно как для палаты регионов. Например, на Всероссийской открытой академии «Территория женского счастья» в Уфе мы обсудили продвижение талантливых девушек — победительниц олимпиад. Сейчас совместно с профильными ведомствами работаем над законодательным решением. Считаю интересным предложение о возможной поддержке значимых проектов молодых женщин-учёных в течение пяти лет после защиты диссертации в форме грантов или других механизмов.- Кто ещё сегодня подаёт идеи для новых законов в сфере науки?- Наши ключевые партнеры — это Российская академия наук, Российский союз ректоров, профильные министерства и госкорпорации. Но главным образом — я бы хотела это отдельно отметить — мы находимся в активном диалоге с теми, кому адресованы принимаемые инициативы и решения: академиками и профессорами РАН, молодыми учёными и представителями студенческих научных сообществ и, конечно, с регионами Российской Федерации.
Минобрнауки утвердило новые показатели аккредитации для вузов
— А кто главный союзник России в продвижении научных идей на мировом уровне?- В этом году VIII Форум регионов России и Беларуси прошёл под девизом «Научно-техническое сотрудничество России и Беларуси в эпоху цифровизации». В числе главных направлений сотрудничества было определено объединение усилий в борьбе с COVID-19, создание единой стратегии вирусологии России и Беларуси, развитие единой исследовательской инфраструктуры Союзного государства России и Белоруссии для фундаментальных и прикладных исследований, в том числе на базе установок класса «Мегасайенс». В целом по итогам работы форума приняли рекомендации, нацеленные на дальнейшее развитие российско-белорусского научно-технического сотрудничества в сфере науки и образования, включая цифровые технологии.- Какими научными открытиями лично вам запомнится 2021 год?- Год был ознаменован целым рядом знаковых событий. Например, на озере Байкал запустили крупнейший в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп. Это уникальная установка, которая поможет в исследованиях Вселенной и создании новой астрономии и астрофизики.Также в этом году ввели в эксплуатацию новейшую термоядерную установку «Токамак». Это первая за последние 20 лет новая термоядерная установка, построенная в России. Она позволит получить фактически неиссякаемый и экологически безопасный источник энергии. По техническим параметрам установка не имеет аналогов в мире.Нельзя не упомянуть и об открытии карбоновых полигонов, что стало отправной точкой в создании национальной системы мониторинга углеродного баланса, а также о спуске на воду инновационного научно-исследовательского беспилотного судна «Пионер-М», на котором впервые в России применят технологию безэкипажного судовождения.И это лишь несколько примеров. Также появились перспективные проекты в разных научных областях — прикладной математике, биологии, физике, геофизике, археологии, изучении ресурсов Мирового океана. Безусловно, мы живем в очень интересное время.- Год науки завершился, но работа по поддержке науки продолжится. Какие законы ожидаются в этой сфере?- С 1 сентября 2021 года вступили в силу поправки в закон об образовании, направленные на совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Сейчас идёт работа над двумя правительственными законопроектами. Первый вносит изменения в закон о науке и предоставляет регионам право финансовой поддержки федеральных научных организаций и федеральных вузов.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах в новой редакции
Второй законопроект уточняет правила формирования и ведения единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, а также создания единого реестра конечных получателей средств государственной поддержки инновационной деятельности.Рассчитываем на принятие указанных законов в предстоящую весеннюю сессию.