Феотудэй

Пешеходов хотят обезопасить увеличением пробок и ликвидацией парковок

Дороги станут безопаснее к 2030 году

Как отмечается в пояснительной записке к документу, единый ГОСТ, регламентирующий требования к безопасности движения пешеходов на автомобильных дорогах, дорогах и улицах городских и сельских поселений, разработан впервые. До сих пор нормы по проектированию улиц в России регулировались более десятком ГОСТов плюс ещё несколькими документами, пояснил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев.«В этих документах порой трудно разобраться, не знаешь, какой ГОСТ актуальнее, новее. В то же время, например, в странах Европы это, как правило, всего несколько исчерпывающих документов, данные в которых не пересекаются и не противоречат друг другу», — отметил депутат.Он также напомнил, что подготовить новый ГОСТ потребовалось, чтобы достичь целей, поставленных в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «По поручению Президента мы должны снизить смертность на дорогах к 2030 году до уровня 4 человека на 100 тысяч. И новый ГОСТ в этом вопросе станет одним из действенных инструментов», — считает Федяев.Для этого новый ГОСТ вводит требования к пешеходным переходам и велодорожкам, предписывает, на каких участках надо снизить скорость и как это сделать, а также регламентирует работу светофоров.

Рваный скоростной режим и заторы

«Парламентская газета» попросила экспертов оценить предложенные меры. По новым ГОСТам автомобилистов ждёт много интересного, прокомментировал предложенные правила нашему изданию координатор общества «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов.Например, в стандартах есть пункт, согласно которому время ожидания пешеходами разрешающего сигнала не должно превышать 60 секунд при интенсивности движения не более 700 транспортных единиц на полосу, обратил внимание эксперт. Если на небольших улицах это уместно, то для так называемых гибридных дорог такое прерывание движения может привести к довольно серьёзным заторам, считает Шкуматов. При этом, указанные в ГОСТе параметры, как раз соответствуют большим, а не маленьким дорогам, отметил он."Такое интенсивное движение свойственно вылетной магистрали. Более 700 единиц на полосу — это практически свободное движение, — сказал Шкуматов. — Если новые правила примут, движения автотранспорта на таких дорогах будет прерываться каждую минуту, что приведёт к серьёзным заторам«.Поэтому эксперт предложил пересмотреть предложенную норму и снизить показатель интенсивности транспорта на «более адекватную величину» — до 200-300 машин.Также предлагается на дорогах вне населенных пунктов около пешеходных переходов ограничить максимальную скорость движения 70-ю километрами в час, обратил внимание эксперт. «Представляете, едете вы буквально вдоль леса, стоит знак, стоит камера — и конечно, вы снижаете скорость. Но в итоге это приведёт к рваному скоростному режиму. Что будет порождать конфликтные ситуации на дорогах», — считает Шкуматов.

Парковки уменьшатся кратно

Отдельные пункты нового ГОСТа регулируют безопасность пешеходов на территории жилой застройки. Например, предписывают сократить там число полос движения и уменьшить их ширину, обратил внимание Шкуматов.«Это приведет к резкому сокращению числа парковочных мест во дворах, — полагает координатор общества «Синих ведёрок». — Я бы даже сказал, что парковки сократятся кратно, то есть в разы«.Есть вопросы и к пункту, который говорит о том, что парковочные места могут выстраиваться с одной стороны жилой зоны при ширине проезжей части не менее 4,5 метра, отметил он.«Я могу сказать, что это приведет к ликвидации парковочных мест практически повсеместно, — предположил Шкуматов. — При этом действующие сейчас нормы вполне приемлемы. Например, в моём дворе ширина дороги 4 метра и даже она позволяет организовать парковку с двух сторон».

Освещение и светомузыка на переходах

Между тем, в Госдуме обратили внимание на затраты на новый ГОСТ. «Некоторые требования делают более затратными обустройство улиц и дорог. Это касается знаков, светофоров, искусственных дорожных неровностей. Не получится ли так, что небольшие муниципалитеты не смогут обеспечить выполнение таких требований?», — задумался Павел Федяев.При этом он отметил, что несмотря на все вопросы, позитивных изменений в новом ГОСТе много. Это "пешеходные переходы на всех перекрестках улиц, освещение и светомузыка на переходах, островки безопасности даже на двухполосных дорогах«.«Отдельное спасибо за велодорожки, велополосы и велопереезды, так как эта инфраструктура сегодня используется не только велосипедистами, но и самокатчиками», — сказал депутат.Он также выразил надежду, что новый ГОСТ будет серьёзным шагом к тому, чтобы сделать систему городского проектирования более прозрачной и понятной всем, и в первую очередь, пешеходам и водителям, а не только специалистам-проектировщикам или ГИБДД.