В России предлагают создать отдельное ведомство по миграционной политике
Изображения
Описание
Польше стоит почитать конвенцию ООН о беженцах
Еще осенью 2015 года в Европе стали говорить о крупнейшем со времен Второй мировой войны миграционном кризисе — только в тот год в страны ЕС прибыло, по разным подсчетам, от одного до 1,8 миллиона беженцев из Африки, ряда стран Азии и Ближнего Востока. Основной причиной этого политики и эксперты назвали серию острых военных конфликтов в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии, чуть раньше в Косове, а также столкновения в Нигерии, Йемене и Пакистане.Очередное обострение на границах Евросоюза произошло осенью прошлого года, когда на границе Польши военные в прямом смысле слова отстреливали африканских и арабских беженцев, бежавших в Европу через Белоруссию. Глубинными причинами кризиса, который вылился в такое отношение к людям (и не только со стороны военных, но и со стороны самих мигрантов, о которых в Европе регулярно пишут и снимают криминальные репортажи), политики сегодня называют попытки Запада во главе с США «экспортировать демократию» в другие страны без учета национальных традиций и особенностей государств. Именно это привело к тому, что мир столкнулся с резким ухудшением ситуации с безопасностью на том же Ближнем Востоке, где некоторые страны оказались на грани гуманитарной катастрофы.С тем, что экспансия США и стран Запада стала базовой причиной нашествия беженцев на ЕС, согласен и спикер Госдумы Вячеслав Володин. 29 ноября 2021 года, выступая на заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ, он предложил парламентам Европы разработать единые стандарты преодоления миграционных кризисов.Готова ли сегодня Европа прислушаться к российской инициативе? Выступая на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты», сенатор Владимир Джабаров заметил: несмотря на то что призыв Вячеслава Володина сверхактуален, уверенности, что Запад готов прислушаться к нему, увы, нет.
«Пока что мы не можем договориться даже по элементарным вопросам безопасности. А ведь одно из условий ее обеспечения — это в том числе предупреждение неуправляемых миграционных потоков. Они и сейчас продолжают двигаться на Европу. Но такое впечатление, что Запад, порушив мирную жизнь в странах Ближнего Востока, хочет спрятаться от беженцев за „стенами“ своих границами. Думаю, этого у них не получится», — считает парламентарий.Между тем, как напомнил первый замглавы комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Михаил Аничкин, есть действующая конвенция ООН о статусе беженцев, которую в разное время подписали 150 стран мира, включая страны Европы. Наряду с общими понятиями там, в частности, прописано, что каждый беженец должен подчиняться законам и мерам по обеспечению общественного порядка в стране, в которую прибыл. А государства — подписанты конвенции должны применять положения конвенции к беженцам «без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения». Похоже, в Польше, где не так давно военные отстреливали беженцев в лесах, про этот документ не слышали.
«Думаю, прежде, чем вырабатывать новые правила, надо сделать так, чтобы все еще раз прочитали текст этого документа. И обязать всех подписантов выполнять пункты конвенции», — считает Аничкин.
Миграция миграции рознь
В свою очередь, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин подчеркнул: между беженцами, которые сотнями тысяч рвутся в Европу, и трудовыми мигрантами, которые едут в те же страны ЕС или Россию, существует огромная разница. И ее надо учитывать при выработке антикризисных миграционных стандартов. А ведь есть еще, по словам Жарихина, особые типы миграции, например переезд в цивилизационные центры, которые находятся не только в больших городах Европы или США, но и в России, или прибытие в страну соотечественников из-за рубежа, которым, как уверен эксперт, должны предоставляться существенные льготы при получении гражданства.
Насколько велики сегодня риски того, что большие миграционные кризисы могут возникнуть не только в Европе, но и в России? Эксперты считают, здесь нам есть над чем серьёзно задуматься. В частности, член Общественной палаты Максим Григорьев указал на необходимость тщательно изучить отрицательный миграционный опыт не только Европы, но и США, где, как сообщил эксперт, незаконно пересекает границу до пяти миллионов человек ежегодно.Речь идет не только о росте уровня криминала в местах скопления мигрантов, а об опасности создания районов-«анклавов» внутри мегаполисов. Привычка жить в чужой стране, не обращая внимания на ее традиции и порядки, приводит, по словам экспертов, к следующему: если первое поколение переселенцев приезжает в страну, то их дети, как правило, уже не хотят трудиться в поте лица. Это в том числе порождает усиление этнической преступности, включая террористически ориентированные группировки.
Всё говорит о том, что, помимо оперативной работы (отслеживание мигрантов, выдача разрешений им на проживание в РФ и так далее), которой занимается Главное управление МВД по вопросам миграции (бывшая ФМС России), необходимо вырабатывать прогнозы развития ситуации и пути решения проблем, порожденных миграционными кризисами. Владимир Джабаров уверен,
что одно управление МВД просто физически не сможет заняться этим — не хватит сотрудников.«Миграционную политику в России должно вести отдельное серьезное ведомство. Это должна быть единая федеральная структура, которая будет заниматься различными сферами, связанными с миграцией, — от трудовых отношений до вопросов безопасности», — заявил Джабаров.