Кто ответит за безопасность лифтов
Остались без присмотра
В Минпромторге напомнили, что 1 июля 2021 года вступил в силу закон, согласно которому виды государственного и муниципального контроля устанавливают федеральными законами. До принятия таких документов надзор ведут на основании постановлений Правительства. Такие постановления есть: они обязывают Росстандарт следить за соблюдением техрегламентов безопасности колёсного транспорта, требований к бензину и дизельному топливу, национальных стандартов в области электрической энергии и электросетей. Вот только вне надзора оказались регламенты безопасности машин и оборудования, лифтов, тракторов, маломерных судов, аттракционов и оборудования для детских площадок.Минпромторг предложил, чтобы за их соблюдение отвечал Росстандарт. Законопроект, размещённый на портале правовых актов 7 октября, уже прошёл общественное обсуждение и готовится к рассмотрению в Правительстве. В случае принятия Госдумой он может вступить в силу уже в сентябре 2022 года.
Кто заменит аварийные лифты
Однако в Национальном лифтовом союзе не уверены, что новые нормы повысят безопасность подъёмников. Первый вице-президент союза Алексей Захаров сообщил «Парламентской газете», что с 2013 до 2021 года у Росстандарта уже были функции контроля за проектированием, изготовлением и монтажом кабин.«Нет информации, что в этот период провели какие-то проверки производителей лифтов, — сказал эксперт. — Я слышал только о двух попытках проверки заводов. На мой взгляд, неэффективно назначать ответственным ведомство, которое за девять лет не проводило контрольно-надзорных мероприятий».
Плановые проверки могут отменить
Гораздо больше надежд в отраслевом союзе возлагают на законопроект Ростехнадзора с поправками в Градостроительный кодекс. Документ размещён портале нормативных правовых актов 21 октября 2021 года и предусматривает, что именно Ростехнадзор будет контролировать содержание и использование лифтов и подъёмных платформ. Там же предложено отменить плановые проверки лифтового хозяйства и оставить только внеплановые.«Законопроект до марта должен пройти процедуру оценки регулирующего воздействия, и к маю его могут внести в Госдуму», — сказал Захаров. Предварительная дата вступления в силу этих поправок — 1 марта 2023 года.
Как пояснил Захаров, разработка обеих инициатив связана с «регуляторной гильотиной», рубанувшей по постановлению кабмина от 13 мая 2013 года. Согласно тому документу, за производством лифтов должен был следить Росстандарт, а за эксплуатацией — Ростехнадзор. Теперь эти функции предлагают закрепить федеральными законами.
180 тысяч на замену
Тему контроля лифтового хозяйства планируют рассмотреть на первом заседании рабочей группы по лифтам, созданной недавно в Госдуме. По словам главы думского Комитета по строительству и ЖКХ, руководителя рабочей группы Сергея Пахомова, в этой области не должно быть законодательного вакуума.«Отсутствие государственного контроля может привести к росту доли фальсификата на рынке, снижению качества и безопасности лифтов в жилых домах. Мы не можем подвергать риску жизнь и здоровье наших граждан», — сказал депутат «Парламентской газете».
Лифты при капремонте хотят поставлять напрямую от производителей
Пахомов отметил, что предстоит заменить более 180 тысяч лифтов лифтов по всей стране, из них 40 тысяч требуют срочной замены, а 125 тысяч нужно установить уже к 2025 году. Рабочая группа уже начала обсуждать эту тему с Минпромторгом и Фондом содействия реформированию ЖКХ.Пока новые нормы не приняли, за безопасность лифтов отвечает управляющая компания. Она обязана заключить договор с лифтовой организацией. В период службы лифта, составляющий 25 лет, специалисты должны проводить профилактический осмотр и при необходимости ремонт. По истечении срока службы лифт можно использовать только после проведения сертификации.Как ранее сказала «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, зачастую управляющие компании не заключают договор о техобслуживании лифта, так как хотят сэкономить, или заключают их с какими-то фейковыми организациями, в которых нет специалистов нужной квалификации. В итоге лифты выходят из строя и становятся опасными для людей.В городе Обнинске Калужской области 24 января лифт загорелся и рухнул в подвал. 22 октября 2021 года в Москве упал лифт, в котором находились 11 человек. Он пролетел несколько этажей и только в последний момент сработал страховочный механизм. 24 ноября в Санкт-Петербурге девушка, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, упала в шахту. 29 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту неисправности лифта в подмосковном Красногорске: кабина, в которой находилась девушка, проехала мимо её этажа, а затем сорвалась вниз на несколько метров. Потерпевшая получила черепно-мозговую травму.