Недобросовестные управляющие компании будет проще лишать лицензий
По упрощенной схеме
По действующему закону лишить лицензии «управляйку» можно, лишь предоставив соответствующие документы в лицензионную комиссию, от которой в конечном счете и зависит, будет работать на рынке услуг ЖКХ та или иная организация или нет. Но для того, чтобы суд впоследствии принял правильное решение, должны быть основания.
Коммунальщиков предложили освободить от налогов
Сейчас лицензионная комиссия может обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии по двум причинам одновременно: компания грубо и неоднократно нарушала предписанные лицензией правила и сведения о домах, которыми она управляет, отсутствуют в реестре лицензий региона в течение шести месяцев.Но на практике складываются такие ситуации: пока государственная жилищная инспекция исключает дома недобросовестной компании из реестра через суд, та успевает провести общее собрание жильцов, чтобы взять в управление хотя бы один дом, пояснила Наталья Костенко. «В итоге компанию, ставшую злостным нарушителем жилищного законодательства и прав жильцов, не могут лишить лицензии по формальными признакам», — сказала депутат.Поэтому было предложено внести в Жилищный кодекс поправку, которая исключает обязательное отсутствие сведений об управляемых домах в региональном реестре из списка оснований, при которых лицензионная комиссия рассматривает вопрос об обращении в суд для лишения компании лицензии.
В Правительстве подготовили официальный отзыв, в котором поддержали законопроект, подтвердила Наталья Костенко. Предложенная норма позволит «оперативно принимать меры реагирования по отношению к недобросовестным управляющим организациям», говорится в документе. При этом в кабмине отметили, что необходимо предусмотреть переходный период, чтобы не допустить правового пробела, позволяющего компаниям без последствий нарушать сроки актуализации сведений в реестре лицензий о перечне домов, которыми они управляют.
Ко второму чтению возможны поправки
Норму о полугодичном сроке отсутствия в реестре сведений об обслуживаемых управляющей компанией многоквартирных домах в Жилищном кодексе прописали три года назад. «По нашему мнению, в то время это было оправданно. С учетом длительности процедуры переизбрания через конкурс управляющей организации, которая занимает минимум 45 дней», — сообщил ранее в интервью «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.Читайте также:
• Штрафы за отключение отопления или электричества могут быть увеличены в десятки раз
• Кто ответит за безопасность лифтов
• У долгов за капремонт жилья не должно быть срока давности
С другой стороны, Качкаев отметил, что сегодня существует большое количество «спящих» управляющих организаций, имеющих лицензию. «У нас же получение лицензии упрощено до предела. Мы специально на это пошли, когда вводили лицензирование, чтобы многоквартирные дома не остались без управления в принципе. А такая вероятность была», — подчеркнул парламентарий.Сейчас, по его мнению, жилищное законодательство необходимо совершенствовать, поэтому инициативу депутат концептуально поддерживает. С другой стороны, Павел Качкаев считает, что полностью убирать спорную норму из ЖК не следует.«Потому что управляющая организация получила лицензию, она должна выходить на рынок управления многоквартирными домами. И если сегодня она получила лицензию, а завтра ее забрали, на мой взгляд, это не совсем правильно. Поэтому какая-то норма должна сохраниться: три месяца или пять месяцев — это уже второй вопрос. Это предмет разговора ко второму чтению документа», — сказал парламентарий.Реестр лицензий — это документ, в котором собраны данные о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения о лицензиатах, управляющих домами, и адреса этих домов. Изменения в реестр лицензий вносятся при заключении, расторжении и прекращении договора управления.