Феотудэй

Дистанционно ставить диагнозы пациентам не будут

Первичный прием — только очно

Осенью прошлого года Минэкономразвития выступило с инициативой ввести в России трёхлетний экспериментальный правовой режим для развития телемедицины. Ведомство предложило разрешить нескольким медицинским учреждениям оказывать дистанционные медицинские услуги, в том числе постановку диагноза без обязательной очной консультации. Но в Минздраве эту идею не поддержали. Там сочли, что риски превалируют над пользой, ведь не всегда дистанционный опрос пациента позволяет получить объективную картину заболевания. А значит, первичный приём и осмотр врач должен провести очно.Ранее заслуженный врач России, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый сказал "Парламентской газете, что полностью поддерживает позицию Минздрава: «Если говорить о телемедицинской консультации в формате «пациент — доктор», то первичный осмотр обязательно должен быть очным. И только потом можно дистанционно наблюдать за состоянием здоровья человека, следить за динамикой заболевания, анализировать лабораторные данные и результаты исследований. Эти нормы закреплены в законе о телемедицине. Это принципиальная позиция, которую поддержало врачебное сообщество«.Приняв это во внимание, Минэкономразвития представило новый проект.

Критично или не критично?

В новом документе речь о дистанционной постановке первичного диагноза уже не идёт, это можно делать только при очном приеме. Однако затем пациенты смогут получать телемедицинские консультации у других специалистов, чтобы скорректировать ранее установленный диагноз или назначенное лечение. В проекте также предусмотрена возможность выписки рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья.Основанием для проведения телемедицинской консультации могут быть инициативное обращение пациента в медицинскую организацию в удаленном формате, направление пациента на такую консультацию лечащим врачом, а также наличие у человека хронического неинфекционного заболевания, при котором он нуждается в диспансерном наблюдении. При первичном обращении пациента за услугами телемедицины ему создадут личный кабинет, в котором он в дальнейшем сможет выбирать дату, время и врача для удаленных консультаций.При этом в документ заложили понятие «критичной точки», то есть наличия у человека такой жалобы или состояния, при которых проведение дистанционной консультации невозможно. «При наступлении критичной точки в ходе проведения телемедицинской консультации и (или) до ее проведения медицинский работник обязан прервать телемедицинскую консультацию и рекомендовать пациенту обратиться очно за медицинской помощью, в том числе для решения вопроса о стационарном лечении», — уточнено в проекте. Но вопросы к термину остались.«Кто будет определять эту «критичную точку»? — поделилась опасениями с «Парламентской газетой» заслуженный врач России, член Комитета Госдумы по обороне Татьяна Кусайко. — По каким критериям будут оценивать жалобы пациентов, при которых нужно лично обратиться к врачу? Важно исключить субъективный подход в определении этой «критичной точки». Возможно, нужно изменить образовательные стандарты при подготовке специалистов для телемедицинских консультаций. Объективно оценить ситуацию и вовремя распознать опасные симптомы может только высококвалифицированный врач".Телемедицинские технологии нужно развивать, особенно в условиях пандемии коронавируса и загруженности врачей в медучреждениях, убеждена депутат, однако диагноз необходимо устанавливать только при личном обращении к врачу. Дистанционные консультации не должны нанести вред пациентам, надо исключить риски врачебных ошибок, поздней постановки диагноза.Проект, расширяющий возможности телемедицины, нужно принимать только после длительных обсуждений со специалистами, врачебным сообществом, подчеркнула парламентарий. И ни в коем случае нельзя нивелировать очные объективные осмотры у врача.