Максим Новик: Крым готов принимать воду из Северо-Крымского канала и подавать ее крымчанам
Инфраструктура гидротехнических сооружений на территории полуострова полностью готова к приему днепровской воды из Северо-Крымского канала и дальнейшей ее подаче населению. Многолетний простой канала не повлияет на качество воды, рассказал в интервью Крыминформу генеральный директор госпредприятия «Вода Крыма» Максим Новик.
Максим Владимирович, какие перспективы в обеспечении водоснабжением крымчан открывает возобновление подачи воды из Северо-Крымского канала?
Прежде всего, мы говорим о полном обеспечении водоснабжением Юго-Восточной части Крыма. То есть это Керченский полуостров, Феодосия, Судак. Те регионы, которые исторически всегда пользовались только днепровской водой. Очистные сооружения были там спроектированы и построены именно под эту поверхностную воду. Сейчас, напомню, водообеспечение Керченского полуострова осуществляется за счет артезианских скважин, которые расположены в северо-восточной части Крыма. Артезианская вода сбрасывается в канал и подается на Керченский полуостров. Прежде всего мы закроем эту потребность на 100%.
Кроме того, в части водоснабжения Симферополя это Межгорное водохранилище, Межгорненский гидроузел. То есть мы сможем аккумулировать днепровскую воду и в случае необходимости будем ее очищать и подавать на Симферополь, как это было исторически.
Будет ли Крым продолжать использовать воду артезианских скважин?
Мы понимаем, что подземная артезианская вода — это стратегический источник водоснабжения, который имеет колоссальные запасы и по времени, и по объему воды, но все равно это слабо восполняемый источник водоснабжения. Бесконечно качать оттуда воду мы не сможем. Это может повлечь за собой и ухудшение ее качества, и самих объемов закачиваемой воды.
Какие прогнозы вы можете дать относительно качества воды из Северо-Крымского канала и возможности ее использования в качестве питьевой?
То, что канал столько лет простаивал, никак не повлияет на качество воды. Да, разумеется, при первой подаче воды, пока забьются все поры и полости, понятно, что будет определенный дренаж, немалый, наверное, много воды будет уходить. Но в конце концов поднимутся, набьются горизонты, и вода придет в самую крайнюю точку. Тут проблем не видим никаких.
Готова ли инфраструктура гидротехнических сооружений к приему и дальнейшей подаче этой воды?
Наша инфраструктура полностью готова к приему этой воды. Те очистные сооружения, которые были спроектированы и построены под воду из Северо-Крымского канала, являются действующими. Это водопроводно-очистные сооружения в Феодосии, в Керчи и наш Межгорненский гидроузел. Он простаивал и был законсервирован, потому что воды не было в водохранилище, но в любой момент мы готовы возобновить очистку воды.
Кроме того, входной контроль воды действует постоянно. И неважно, какая это вода: артезианская или поверхностная. Мы всегда берем исходную воду на проверку качества. Дальнейшей очисткой мы уже добиваемся питьевого качества воды. Соответственно, мы говорим о том, что мы любую воду можем очистить.
По части «Воды Крыма» на сегодня требуется только расконсервация Межгорненского гидроузла, очистных сооружений. В части насосных станций самого канала — это больше вопрос Крыммелиоводхоза. Вода проходит большой путь через каскад насосных станций, а мы уже получаем воду в водохранилища, то есть мы — конечный потребитель. Насколько я знаю, вся инженерная структура сохранена, и проблем нет никаких.
На какой объем воды из Северо-Крымского канала для потребителей мы можем рассчитывать?
Если мы говорим о грубых цифрах, то это Симферополь и Керченский полуостров. Мы знаем, что Симферополь потребляет 140 тысяч кубометров воды в сутки. Понятно, что Межгорное водохранилище — одно из четырех, которое обеспечивает столицу Крыма. Основные источники города — это Симферопольское, Партизанское и Аянское водохранилища естественного стока. Сейчас наши водохранилища естественного стока — два из трех — пошли на перелив, вода уже сбрасывается ввиду их стопроцентной наполняемости. При этом исторически всегда Межгорное водохранилище рассматривалось как резервный источник для Симферополя, и с его объемами город будет обеспечен стопроцентным бесперебойным водоснабжением вне зависимости от наполняемости остальных водохранилищ.
Керчь потребляет около 40 тысяч кубометров воды в сутки, Феодосия вместе с Судаком — порядка 30 тысяч кубометров, и Ленинский район еще порядка 30 тысяч кубометров. Соответственно, мы можем говорить об обеспечении объемом в 100 тысяч кубометров воды ежесуточно для Юго-Восточной части полуострова.
Хочу подчеркнуть, что мы за восемь лет научились жить без этой воды и готовы продолжать.
Однако с возобновлением подачи воды из Северо-Крымского канала можно сказать, что вопрос с водоснабжением будет закрыт полностью и навсегда.