Дмитрий Певцов: «Вам же лучше будет!»
Как накалялась ситуация на Украине
— Но в СМИ появились публикации, что Певцов проголосовал против признания ДНР и ЛНР. Как реагируете на это?- Конечно, это откровенное искажение фактов. Это, увы, происходит и в отношении моих выступлений в Госдуме — выдергиваются фразы из контекста, чтобы выставить меня идиотом, смешать с землей. Ответ таким людям один — не получится! Хотя бы потому, что надо мной Господь Бог — знаю, что за меня много людей молятся, и это, верю, сохранит меня от лжи.- А что вас, уже как депутата, волнует сегодня больше всего?- То, что у нас появились «стрелки» в российских школах и колледжах. То, что выпускники школы не могут свободно перевести 30 слов с английского на русский. Волнует, что наше образование после присоединения к Болонской системе перестало быть образованием, а стало подготовкой к сдаче тестов. Что ушло из школ воспитание. И конечно, что цифровая среда, которая окружает и влияет на наших детей, не обладающих моральным иммунитетом в силу отсутствия того самого воспитания, абсолютно не контролируема государством.Мне нравится в этом плане опыт Китая. Мы знаем, сколь популярны среди подростков виртуальные игры. Так вот в Китае, во-первых, запретили часть игр, а во-вторых, для входа в ту или иную игру пользователь должен ответить на ряд вопросов по истории страны, истории, которая ориентирована на воспитание патриотизма. Считаю, что такой пример достоин подражания.- Вы сказали об отсутствии работы по воспитанию в школах. А как конкретно восполнить этот пробел?- Ну, например, у нас есть гимн России — если разобраться, то в нем зашифровано огромное количество информации. Про культуру и историю нашей страны, про ее географию. Про наших святых, про веру нашего народа в Бога. Так давайте разложим это все по темам и пообщаемся на них с детьми в школах — например, на специальном уроке о гимне России.- Между тем есть впечатление, что сегодня в творческом сообществе, которое вы представляете в Госдуме, не очень много людей, готовых нести молодым людям идеи патриотизма своими постановками, выступлениями, проектами. Или это не так?- Не могу сказать, что творческая интеллигенция в современной России состоит сплошь из оппозиционеров. Давайте вспомним, что происходило вокруг проекта Основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей России: сначала появилось открытое письмо части деятелей культуры против того, чтобы Основы были утверждены президентом, но одновременно было подготовлено еще одно письмо — от другой части творческой интеллигенции с поддержкой данного документа. И вторых, замечу, было много больше.Оппоненты говорят: нам хотят ввести цензуру! Но давайте вспомним Пушкина который, несмотря на все свои либеральные протесты, утверждал, что цензура необходима — как с этим быть? А один из самых известных российских проповедников наших дней протоиерей Андрей Ткачев заметил очень мудро: цивилизация существует только там, где есть запреты. Действительно, отменить запретные знаки в правилах дорожного движения — что начнется? Думаю, что в отношении упомянутых Основ логика должна быть такой: проекты культуры, которые имеют госфинансирование, государство должно контролировать.- Надо ли государству отдельно поддерживать театры, которые ориентированы на патриотические постановки?- Для этого надо понимать, как работают театры в России. В этом смысле у нас уникальная страна, потому что в России сохранилось еще советское ноу-хау — так называемый репертуарный театр. Это 669 театров по стране, которые полностью дотируются государством — от зарплат артистам и сотрудникам, оплаты ЖКХ до непосредственно расходов на постановки. За 2020 год государство потратило на эти цели почти 98 миллиардов рублей.С этой точки зрения поддержка государства есть. Но, на мой взгляд, этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Понимаете, бюджетные расходы на оборону не должны в 24 раза превышать бюджет на культуру. Потому как обе сферы находятся в поле нашей национальной безопасности. Мы можем строить современные мосты, самолеты, космические корабли, создавать супероружие. Но кому это все перейдет? Каким и с чем выйдет в жизнь молодое поколение — это зависит от культуры. Поэтому если тратить государственные деньги, то надо и следить, на что они именно идут.- Как это надо, на ваш взгляд, отслеживать?- В советское время были люди, которые приходили из Минкульта и принимали постановки. Да, конечно, тогда это была цензура больше идеологическая. Но, помимо этого, там были очень грамотные редакторы, которые не допускали в том числе и неприемлемых с точки зрения искусства вещей. Убежден, что если речь идет о постановках в репертуарных театрах, которые обеспечиваются за счет государства, то такой прием спектаклей можно возродить. Подчеркну, что речь идет только о репертуарном театре, а не об антрепризе. Там коммерческие постановки, которые ставят своей целью прибыль, где во главе угла вопрос: что сделать, чтобы у нас тот спектакль купили? Отсюда, считаю, на сцене становится так много пошлости, хайпа, откровенного срама.У нас бытовуху пытаются на сцене скрестить с древнегреческой трагедией. Говоришь: а если в итоге получится гадость? Ответ: да что там зритель сможет увидеть! А у нас, на минуточку, 15,7 миллиона граждан России — это театральные зрители. И никто из них не хочет быть одураченным, если купил билет. Но если со сцены льется откровенная бесовщина, мерзость и издевательство, зритель это все воспринимает. Это попадает внутрь его души. А развратить всегда проще, чем повернуть людей к добру, свету, любви и самопожертвованию. Разрушить доброе намного легче, чем его создать.- Известны истории советских актеров, которые, несмотря на свою популярность, умирали в одиночестве и фактически в нищете. Татьяна Самойлова, Тамара Носова, Бронислав Брондуков, Михаил Кононов — этот печальный список можно продолжить. Иногда у бывших звезд советского экрана денег даже на похороны не было. Что нужно сделать, чтобы в будущем такого избежать?- Пытался заниматься этой проблемой еще в 90-е годы — в советское время известные, даже великие артисты, снимающиеся в кино, получали гонорар за съемки, а дальше мало кого волновало, что они могут оказаться в полной нищете. На мой взгляд, стоило бы заключать контракт с киноактерами с правом на процент от продаж фильма. Но сейчас, увы, такое невозможно — тебя просто не будут больше снимать.Сейчас помощью пожилым артистам у нас в стране занимаются негосударственные фонды. Государство этому, увы, должного внимания не уделяет. Думаю, можно и нужно это внимание вернуть — чтобы помимо общественных фондов была создана государственная система помощи артистам.
Дмитрий Певцов: Театры не поедут с гастролями в Европу, значит, поедут по России
— В некоторых зарубежных странах компании, в рядах которых есть люди, которые также занимаются на постоянной основе общественно-полезной работой, например реабилитацией зависимых от алкоголя или наркотиков, помощью в больницах или защитой животных, вправе рассчитывать на льготы при ведении бизнеса. А надо ли в России дополнительно поддержать предпринимателей, которые занимаются благотворительностью или имеют таких сотрудников в своем штате?- Да! Например, увеличивать процент с оборота компании, который бизнес может направлять на благотворительность, не облагая эти средства налогами. Многие говорят, что тогда благотворительность перестанет ею быть, так как она будет уже содержать какую-то выгоду. Но, знаете, святые мудрецы говорили: надо совершать дела любви, даже если не любишь, и тогда любовь придет к тебе в сердце. Благотворительность, даже если она совершается из каких-то корыстных побуждений, — это те самые «дела любви», которые останутся с тобой навечно. Один из трех вселенских учителей православной церкви, святитель Иоанн Златоуст, сказал: твое только то, что ты отдал. Великая, считаю, фраза.- Как считаете, можно ли у нас возродить такой формат, как телеспектакли?- И можно, и нужно. Причем это может стать еще одной дополнительной господдержкой театров. На такие телепостановки можно устанавливать госзаказ, средства от исполнения которого пополнят казну того или иного театра. А зрители вне зависимости от региона проживания получат возможность смотреть знаменитые постановки. Тем более что сейчас госпрограмма по финансированию гастролей репертуарных театров недостаточна — в регионы массово выезжают только с антрепризой. Уверен, что восстановление этой программы в полном объеме станет еще одним инструментом мощной поддержки российских театров. И подарит радость людям.- Какова, на ваш взгляд, главная угроза для России как государства?- Мы помним события 1917 года — они пришли, когда страна потеряла Бога. Не случайно много революционеров, анархистов, бомбистов вышли из духовных семинарий, как это ни прискорбно. Это было обезбоживание в самом сердце народа, и последующие годы были годами расплаты за это. Но именно в советские годы, как это ни парадоксально прозвучит, шло восстановление веры, которое завершилось в 90-е годы, когда вера в Бога была официально разрешена.Уверен, что самая большая опасность для России — как тогда, так и сейчас — потерять веру в Бога. Поэтому меня радует, что сегодня в храмах — не во всех, но во многих — становится все больше молодежи. Люди интересуются, что такое духовная жизнь.- Есть ли у вас свой девиз, с которым идете по жизни?- Специально какого-то крылатого высказывания нет. Вот студенты нашего с Ольгой (Дроздовой — известная российская актриса, жена Дмитрия Певцова. — Прим. ред.) актерского курса подарили мне толстовку. На ней написано — «Вам же лучше будет!». Вот, наверное, такой мой девиз.