Для водителей готовят «внеочередные» техосмотры
Направление на ТО выпишет инспектор
Отмена обязательного техосмотра для личных легковых автомобилей с января этого года вовсе не означает, что теперь можно ездить на разбитых в хлам машинах. Водители, которые заботятся о безопасности на дорогах, могут добровольно пройти диагностику своего авто на пункте ТО. А с 1 марта 2023 года, как следует из разработанного МВД законопроекта, пройти «необязательный» техосмотр водителя может заставить инспектор ГИБДД.Документ предусматривает изменение действующего механизма запрета эксплуатации неисправных транспортных средств. Теперь в случае выявления неисправности, которая угрожает безопасности на дороге, инспектор отмечает ее в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО), одновременно приостанавливая действие диагностической карты автомобиля, если она есть. Водитель должен в течение недели доехать до станции диагностики для устранения поломки, после этого оператор пункта ТО вносит изменения в базу данных. Если этого не сделать, при повторной остановке инспектором автомобилист лишится свидетельства о регистрации транспортного средства.Поправки вносятся в законы о техосмотре и о безопасности дорожного движения. В законодательстве даже появится понятие «внеочередной техосмотр». Он проводится не целиком, а только в отношении выявленных инспектором нарушений. Но стоимость процедуры может быть как за полную диагностику.
Что нужно знать о новом порядке техосмотра
Также, согласно пояснительной записке, Правительство разработает перечень неисправностей, из-за которых инспектор может отправить водителя на внеочередной техосмотр. Проект такого постановления уже внесен на рассмотрение в кабмин, сообщил 10 марта в Общественной палате начальник управления надзорной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Роман Мишуров.Ежегодно в среднем в России, по данным МВД, фиксируется порядка трех миллионов нарушений, связанных с техническими неисправностями автомобилей, среди которых нарушения световых приборов, тормозной системы, рулевого управления, тонировки. В ведомстве рассчитывают, что новый документ позволит повысить безопасность дорожного движения.
Что ждать водителям
Если законопроект примут, автовладельцы будут с теплотой вспоминать времена, когда у нас был один раз в год обязательный техосмотр, убежден заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.Инспекторы и сейчас имеют право остановить транспортное средство для контроля технического состояния, когда дефект виден невооруженным глазом и дальнейшее движение машины является угрозой для окружающих. Кроме того, возможны массовые или выборочные проверки авто во время проведения специальных мероприятий. У сотрудников ГИБДД есть приборы, которые позволяют определить чистоту выхлопа, допустимый предел тонировки стекол и даже люфт руля. Конечно, ими оснащены не все экипажи патрульных, а только те, которые специально отлавливают на дорогах дряхлые и неисправные машины.
«Но если сейчас они сосредоточены на проверках старых „Камазов“, то после принятия закона начнут приставать к владельцам личного легкового транспорта», — убежден Александр Холодов.Не поможет даже разрабатываемый в Правительстве перечень неисправностей. "Такой перечень уже давно разработан и зафиксирован в Правилах дорожного движения, — отмечает Холодов. — Вряд ли будет действовать два перечня, да еще отличающиеся друг от друга«.Действительно, в ПДД очень большой список неисправностей, при которых эксплуатация машины запрещена до их устранения — от неработающей сигнализации до отсутствующей гайки на колесе автомобиля. Самые грубые нарушения заключаются в неисправности рулевого управления, тормозной системы и тягово-сцепного устройства. За них законодательством предусматривается задержание транспортного средства и перемещение его на штрафстоянку.Кроме того, в статьях 12.5,19.3 и 27.13 Кодекса об административных правонарушениях меры наказания за различные неисправности ТС уже прописаны.«На мой взгляд, имеющихся принудительных мер, касающихся регулирования эксплуатации транспортных средств, уже достаточно. С принятием законопроекта автомобилисты могут столкнуться с запретом эксплуатации за те неисправности, которые не влияют на безопасность, например за неработающий механизм регулировки положения сидений водителя», — сказал Холодов.Как пояснил эксперт, при отсутствии специальных приборов технической диагностики инспекторы сосредоточатся на выявлении видимых неисправностей: барахлящего клаксона или стеклоомывателя, отсутствующего брызговика.
Кто ж его посадит? Он же беспилотник!
Такие неисправности наиболее распространены на возрастных авто, а значит, их владельцам придется чаще бывать на ТО. По данным аналитического агентства «Автостат», средний возраст автомобиля в нашей стране сейчас составляет почти 14 лет.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
1. Тормозные системы- Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.- Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.- Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие.- Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.2. Рулевое управление- Суммарный люфт в рулевом управлении легкового авто 10 градусов.- Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.3. Внешние световые приборы- Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.- Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.- Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла- Не работают в установленном режиме стеклоочистители.- Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.5. Колеса и шины- Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм.- Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.- Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.- Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.- На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций, моделей.6. Двигатель- Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.- Нарушена герметичность системы питания.- Неисправна система выпуска отработавших газов.- Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.7. Прочие элементы конструкции- Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.- Не работает звуковой сигнал.- Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.- Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.- Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.- Отсутствуют медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.- Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений.- Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.- Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.- Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.