Александр Чубарьян: Более четырех тысяч учебников по истории необходимо проверить на национальную идентичность
Изображения
Описание
• В вузах будут учить на микробиологов, социотехнологов и корабельщиков
• Зачем нужны советники по воспитанию
• Иностранные образовательные программы изучат под микроскопом
— Как быстро можно разработать такой стандарт для вузов?- Его создание, особенно применительно к вузам, достаточно сложный и непростой процесс. В отличие от школ этот навигатор, как я его называю, должен учитывать наличие автономии университетов. Очень многие высшие заведения не пользуются общими учебниками, а создают свои учебные пособия, курсы лекций ведущих преподавателей и так далее. Поэтому речь идет о создании некоего подобия рекомендательного стандарта, который включит в себя перечень самых значимых событий отечественной истории. Думаю, до конца года удастся его подготовить. Считаю, что две рабочие группы экспертного совета (по истории России и по мировой истории) также могут заняться этим вопросом.- В чем будет отличие от школьного стандарта?- В школьных учебниках уже нашло отражение «трудных вопросов». Те же принципиальные подходы можно перенести и в учебники для вузов. Это первое. Второе: в научном и образовательном историческом сообществе есть общая точка зрения на исторические процессы. Речь об оценке событий XIX века — народовольцах, декабристах и тому подобное. В вузовском стандарте можно усилить элемент наличия разных взглядов на какие-то проблемы. Это важно для развития самостоятельного мышления студентов. Показать, по каким темам идут дискуссии.- Хватит ли у нас историков, чтобы провести коррекцию четырех тысяч учебников?- Это не проблема. Думаю, данная цифра включает не только учебники, но и огромное количество учебных пособий. Разумеется, придется подготовить и новые. Авторов хватит. Желающих этим заняться достаточно, даже слишком много. Ведь и все эти четыре тысячи — авторские произведения.Поскольку историю станут преподавать во всех вузах, тут есть нюансы. Учебники очень важны для вузов, где история как основная дисциплина изучается очень подробно и где все, в общем-то, нормально. А вот для непрофильных вузов я предложил сделать новый тип программы и учебник на его основе, чтобы выбрать самые значимые события российской и мировой истории.Проект входит в общую стратегию внимания к нашей национальной идентичности и роли традиций для формирования молодого поколения. Еще один момент — усиление в связи с нынешними событиями интереса к мировой истории, пониманию в них роли России. Все это должно быть отражено в учебниках, особенно для непрофильных вузов.Некоторые эксперты опасаются, что мы получим унифицированную историю. Такой опасности нет в принципе. У нас не одно, а множество учебных пособий. Задача — дать рекомендации по ключевым событиям и дискуссионным вопросам, чтобы прививать студентам собственное понимание истории. Не стоит бояться, что критерием истины в них будет официальная позиция. Нет, в учебниках найдут отражение консолидированная позиция ученого и научного сообщества и позиции отдельных авторов, выражающих свое восприятие истории. Это, на мой взгляд, надо сохранить.