Банкам сообщат о подозрительных клиентах
Чутье тут не поможет
Запуск платформы «Знай своего клиента» позволит снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей — клиентов банков, и одновременно сконцентрировать внимание кредитных организаций на противодействии сомнительным операциям. Об этом прежде неоднократно заявляла на разных площадках глава Центробанка Эльвира Набиуллина.Прогнозируемую успешность проекта регулятор связывает с многолетней практикой выявления сомнительных операций и использованием многократно больших по объемам информационных ресурсов в сравнении с простыми банками.
Как ранее пояснял «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, Центробанк станет распределять клиентов банков — юрлиц и индивидуальных предпринимателей — по уровням риска: высокий, средний и низкий.Эту информацию регулятор планирует ежедневно доводить до кредитных организаций, но, пользоваться ею или нет, каждый банк решит сам. Все основано на добровольном подходе, окончательное решение по определению уровня риска клиента банк принимает самостоятельно.
Скорее всего, сервис станет популярным. Ведь сегодня финансовые организации почти на свой страх и риск определяют, сомнительная операция или нет, хорошая репутация у клиента или напротив.«Кто-то из кредитных организаций имеет такие возможности, у кого-то они отсутствуют, но в любом случае это не системная информация, которая позволяет блокировать или ограничить операции, — пояснил Анатолий Аксаков. — Созданная в соответствии с принятым законом платформа „Знай своего клиента“ позволит банку или микрофинансовой организации зайти на сайт Центробанка и увидеть, в какой зоне риска находится их клиент. То есть смогут полагаться не на собственное чутье, а ориентироваться на информацию регулятора».
Как будет действовать система
ЦБ обещает, что после запуска платформы существенно снизятся объемы необоснованных блокировок проведения операций, что должно благоприятно отразиться на малых и средних предпринимателях. Так, операции клиентов с низким уровнем риска будут проводиться беспрепятственно, банки не смогут применять в отношении них «отказные» полномочия, постепенно будет создаваться экосреда «зеленых» клиентов.На сегодня в стране зарегистрировано больше 7 миллионов юрлиц и ИП и подавляющее большинство из них можно назвать добросовестными.«В „зеленой“, то есть безопасной зоне, сейчас находятся более 99 процентов банковских клиентов, — уточнил Анатолий Аксаков. — Для них все операции должны проводиться без ограничений. Но в красной, тревожной, зоне остаются 0,7 процента клиентов, по которым у ЦБ уже есть информация. По ним, конечно, будут ограничения».
Таким образом, добросовестным участникам рынка дается возможность спокойно работать, а недобросовестные «будут выводиться», уточнил депутат. Причем всю информацию о них будут передавать в правоохранительные органы.В то же время меры, применяемые к клиентам среднего уровня риска, останутся на уровне уже действующих: банк сможет расторгнуть договор в одностороннем порядке, если до этого дважды отказывал клиенту в проведении операции.
Как россиянам сберечь деньги
При этом у клиентов останется право оспорить ограничительные меры, обратившись в Межведомственную комиссию при Банке России. Заявления будут рассматриваться при участии представителей бизнес-объединений.
Какие критерии использует ЦБ
Под подозрительными операциями в законе понимаются операции с деньгами или имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма.Критерии отнесения банковских клиентов к той или иной группе риска определяются ЦБ по согласованию с Росфинмониторингом.Как сообщает Центробанк, в настоящее время проводится тестирование платформы, которое продлится до конца марта 2022 года. Сейчас к платформе в пилотном режиме подключены 40 банков, в дальнейшем число участников может быть увеличено.Читайте также:
• Кто может уйти на кредитные каникулы
• Анатолий Аксаков: Кредитные каникулы не испортят рейтинга заемщика
Банки, которые будут использовать классификацию ЦБ в своей деятельности, обязаны предупредить своих клиентов из высокорискованной группы о применении к ним мер и возможности их оспорить.К 1 июля 2022 года информационный сервис станет доступен всем кредитным организациям.