Феотудэй

Новый закон о такси может заработать уже в сентябре

Езда по правовому полю

Новый закон о такси не могут принять уже больше десяти лет. За это время было предложено несколько версий регулирования, но ни одна из них в конечном счёте не была принята. В частности, внесённый в 2018 году группой депутатов законопроект Госдума отклонила на заседании 23 марта.В 2021 году Минтранс разработал новый документ, попытавшись учесть интересы всех сторон — агрегаторов, таксопарков, водителей, пассажиров. Похоже, эта версия регулирования и станет основной. По информации председателя общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, в ближайшее время кабмин внесёт документ на рассмотрение Госдумы.Законопроект прошёл согласования в ряде федеральных ведомств, в том числе, в Минэкономразвития, Минфине, Минтруде, Минпромторге, Федеральной налоговой службе и других. Замечания к документу предъявили Роспотребнадзор, ФАС и МВД.Основные новеллы законопроекта: повышение ответственности служб заказа — агрегаторов, допуск к работе в такси самозанятых граждан и создание в регионах реестров перевозчиков и автомобилей такси. Предполагается, что вступать в силу документ будет постепенно: основные положения заработают уже с 1 сентября этого года, а часть, касающаяся ответственности агрегаторов, — с 1 марта 2023 года.

Ответственность как победа

Службы заказа будут обязаны обеспечивать самозанятым таксистам возможность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра, техосмотра автомобиля. В Совете по развитию такси сообщили, что это даст возможность вывести из тени несколько миллионов человек, подрабатывающих перевозками.По новым правилам, агрегатор будет нести ответственность за жизнь и здоровье пассажира такси во время поездки. «Если эту ответственность получится ввести, это будет большой победой», — прокомментировал зампред комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов.По мнению сенатора Ирины Рукавишниковой, ведение регионального реестра перевозчиков и автомобилей такси существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок. «Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства», — отметила она.Участники рынка такси высказались о необходимости упрощения процедуры легализации, поскольку законопроект предусматривает расширение списка документов для получения разрешения на деятельность. Они также отметили, что стандарты предрейсовых медосмотров устарели и занимают много времени, хорошей альтернативой могли бы стать телемедицинские технологии — удалённые осмотры с помощью автоматизированных аппаратов.

Рост цен предрешен

В условиях, когда в стране дорожает почти всё, цены на услуги авто с шашечками не могут остаться прежними, и это не зависит от регулирующего их работу закона. Пока перевозки пассажиров такси, кажется, остаются островком стабильности. В некоторых регионах даже фиксируют минимальное снижение цен. Это, по словам Ирины Зариповой, объяснимо: водителей становится всё больше, а пассажиров — меньше."Так бывает при любой нестабильности: такси — это всегда лазейка для тех, кто лишился работы или стал получать меньше, — объяснила эксперт. — В то же время, снижается покупательная способность людей, и они всё меньше пользуются такси. Поэтому цены пока замерли«.Но их рост всё же предрешён, уверена председатель Совета по развитию такси, и это было ясно ещё до начала спецоперации России на Украине. Бензин в прошлом году серьёзно прибавил в стоимости, при этом цены на перевозки почти не росли. Теперь на это наложились новые трудности: обслуживать некоторые иномарки стало невозможно из-за отсутствия запчастей.«Даже если комплектующие есть на складе, дилеры их придерживают, ожидая, когда цены ещё вырастут», — прокомментировала Ирина Зарипова.Ещё одна проблема — повышение тарифов лизингодателей, ведь рынок такси, по данным совета по его развитию, на 80 процентов состоит из арендованных автомобилей. На фоне роста ключевой ставки Центробанка, компании увеличили тарифы на услуги лизинга на 40-45 процентов, сообщила Зарипова. В перспективе, на столько же могут подорожать поездки в такси. «В этих условиях отрасли потребуется поддержка, о чём мы уже написали в Минпромторг», — сказала эксперт.

Можно с собакой и багажом

С 1 января 2021 года действуют новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе такси. По ним, перевозчик обязан зафиксировать принятый заказ в журнале регистрации. После того, как водитель приедет к месту заказа, пассажиру должны сообщить точное местонахождение такси, госномер, марку и цвет автор, а также ФИО водителя.Отмечается, что маршрут перевозки легковым такси определяется пассажиром, в противном случае водитель должен выбрать кратчайший путь с наименьшими затратами времени. Пассажиру в качестве ручной клади может провозить вещи, свободно проходящие через дверные проёмы, при условии, что они не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю ехать и пользоваться зеркалами.Если же пассажир едет в такси с собакой, то на ней должны быть поводок и намордник, у хозяина с собой должна быть подстилка. Мелких животных и птиц нужно провозить в клетках с глухим дном.Как сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора, на передней панели легкового такси справа от водителя перевозчик должен разместить информацию: полное или сокращённое наименование, адрес и телефон перевозчика, номер разрешения и срок его действия. Кроме того, там должны быть размещены тарифы за пользование такси.