Для чего нужна электронная подпись и как ее получить
Изображения
Описание
Цифровой эффект
На первом этапе эксперимента, который стартовал 20 июля 2021 года, появилось мобильное приложение «Госключ», которым могли воспользоваться пользователи портала госуслуг. С помощью этого приложения можно было получить электронную подпись, чтобы подписывать электронные договоры. За восемь месяцев через «Госключ» подписали более 200 тысяч договоров онлайн, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Минцифры.В ведомстве сочли первый этап эксперимента с электронной подписью успешным, а «Госключ» — удобным и безопасным сервисом, где сертификат ключа создается быстро и бесплатно.
Как защитить цифровую подпись от кибермошенников
«Не нужно посещать удостоверяющий центр — идентификация пользователя происходит дистанционно при наличии подтвержденной учетной записи на госуслугах. Приложение безопасно — ФСБ подтвердило соответствие средств криптографической защиты информации, используемых в „Госключе“, требованиям к средствам электронной подписи по классу защиты КС1», — пояснили в пресс-службе Минцифры.Сейчас с помощью приложения можно подписать договор с мобильным оператором на оказание услуг связи, на перенос номера, подтвердить свои аккаунты в агрегаторах. В будущем перечень сделок и юридически значимых документов, которые можно подписывать с помощью этого сервиса, расширят. В частности, планируется, что в этом году «Госключ» можно будет задействовать в кадровом электронном документообороте.
Получите — распишитесь
Понятие «электронная подпись» появилось в России в 1994 году. Именно тогда Главное управление безопасности связи разработало первый российский стандарт ЭЦП. Свое дальнейшее развитие и распространение цифровая роспись получила в начале 2000-х.Часто на документе можно найти надпись, что он подписан усиленной электронной подписью, и номер сертификата, состоящего из сложного набора букв и цифр, а также даты его выдачи с ФИО владельца.Автограф в сети чаще всего используют для:
сдачи отчетности;
участия в закупках;
ведения юридически значимого электронного документооборота;
подачи арбитражных исков;
регистрации сделок с недвижимостью;
ведения кадрового ЭДО с работодателем;
обращения в госорганы.
Существует несколько разновидностей онлайн-росписи: простая цифровая подпись, усиленная квалифицированная и усиленная неквалифицированная.
«Обычную электронную подпись нельзя использовать без дополнительного соглашения, а также она не позволяет проверить, что после подписания данные никто не менял. Поэтому ее не используют для документооборота с госорганами или сдачи отчетности. КЭП и НЭП более функциональны, они позволяют не только подтвердить, кто подписал документ, но и проверить, что его никто потом не менял. А также придают подписанному документу юридическую силу: НЭП — если между сторонами заключено дополнительное соглашение, КЭП — по умолчанию», — пояснил «Парламентской газетой» руководитель удостоверяющего центра «Контур» Сергей Казаков.
Подпись в сети
Казаков напомнил, что с 1 января 2022 года руководителям нужно получать цифровую роспись по новому порядку:- руководителю коммерческой организации или ИП — обратившись в налоговую инспекцию или в удостоверяющие центры;- главам финансовых организаций — в Центробанк;- должностным лицам бюджетных учреждений и руководителям госорганов — в казначейство; Для сотрудников и уполномоченных правила получения электронной подписи не меняются, сообщил Казаков, но предупредил, что к 31 декабря 2022 года им нужно успеть заменить свою подпись на новую — подпись физического лица. Для физлиц правила получения электронной подписи не меняются.В начале года глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил о массовом внедрении электронных подписей и задаче депутатов максимально упростить получение усиленных электронных подписей: "Цифра активно вторгается в нашу жизнь, и многие договоры, многие согласия даются в цифровой форме, но простая электронная подпись будет активно замещаться усиленной неквалифицированной и усиленной квалифицированной электронной подписью в зависимости от сложности соглашений«.В октябре прошлого года заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, комментируя инициативу о переходе на электронный документооборот, делал прогноз, что к 2024 году каждый второй россиянин будет иметь электронную подпись.Читайте также:
• За свидетельством о рождении или смерти в загс идти не придется
В январе «Парламентская газета» давала советы, как защитить цифровую подпись от кибермошенников. Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская рекомендовала не пересылать кому-либо сканы паспортов, не вводить личную информацию на подозрительных сайтах и использовать сложные пароли.