Ozon, открой личико!
Тайное станет явным
Социальные сети, онлайн-кинотеатры, маркетплейсы и другие ресурсы могут рекомендовать пользователям те или иные товары или контент в зависимости от их интересов. Но иногда такие сервисы превращаются в элементы цензуры или даже информационной войны, как это произошло в случае с некоторыми глобальными зарубежными ресурсами, отметил Антон Горелкин.Законопроект о работе рекомендательных алгоритмов подготовлен и будет внесен в Госдуму в этом году, рассказал депутат. А пока он призвал отечественные ресурсы раскрыть работу таких алгоритмов пользователям. Первым сделать это, по словам Горелкина, готов интернет-магазин Ozon.«Несмотря на то что маркетплейсы не подпадают под готовящееся регулирование, это важный проактивный шаг, — прокомментировал зампред думского IТ-Комитета. — Специалисты публично расскажут и продемонстрируют, как работают рекомендательные алгоритмы, что они в отличие от зарубежных сервисов открыты и не занимаются цензурой».
Готовящийся к внесению документ Антон Горелкин назвал важным и понятным, он не потребует от соцсетей и онлайн-кинотеатров больших усилий по исполнению. А пользователи получат свободу выбора — использовать рекомендательный алгоритм или отключить его.
О чем будущий закон
В документе несколько основных позиций, рассказал Антон Горелкин. Первая — интернет-ресурсы будут обязаны информировать пользователя об обработке его данных рекомендательной системой, человек должен иметь возможность в любой момент отказаться от такой обработки. На сайте должны быть опубликованы правила работы рекомендательного алгоритма, содержащие перечень данных о пользователях и их предпочтениях, источниках их получения.Вторая — на владельцев ресурсов возложат обязанность выявлять и пресекать факты воздействия на рекомендательную систему, в результате которых нарушаются стандартные алгоритмы выдачи. За подобное может грозить штраф.
Рекомендации в Интернете требуют отключать в один клик
Третья — контролировать работу рекомендательных систем должен Роскомнадзор, куда пользователи смогут пожаловаться. Обратную связь с юзерами должны поддерживать и сами платформы.Среди других предложений — помечать рекламные записи, оградить детей от вредных для них рекомендаций или вовсе запретить применять подобные алгоритмы к детским профилям.Читайте также:
• Что рекламщики хотят знать об интернет-пользователях
• Рекомендации в Интернете требуют отключать в один клик
• Горелкин назвал самые успешные российские интернет-проекты