Феотудэй

Обучение врачей и горняков предлагают исключить из Болонской системы

Четыре плюс два

До того, как в России появились бакалавры и магистры, все выпускники «вышки» считались специалистами. Их учили в среднем пять лет, за это время студенты получали набор знаний, необходимых для будущей работы по специальности. Но с 2011 года Россия перешла на двухуровневую систему высшего образования — по Болонской системе, названной так в честь университета в итальянской Болонье, где министры образования разных стран и договорились о новых правилах.Они предполагают четыре года обучения по программе бакалавриата, которая дает минимальный набор знаний по специальности, плюс два года — по программе магистратуры, где специальность изучают углубленно. Ожидалось, что переход на Болонскую систему позволит российским выпускникам легче и быстрее устраиваться на работу за границей. Но так получилось только с отдельными специалистами, говорят эксперты.

Что айтишнику хорошо, юристу — плохо

После принятия Болонского соглашения российские айтишники, «получив наши дипломы, массово рванули за границу», отметил член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов. При этом другие специалисты не только не получили больше возможностей за рубежом, но оказались обделены и в своей стране, отметил он.Так, например, юрист-бакалавр не имеет перспектив стать судьей в России, а может претендовать только на то, чтобы «перебирать бумажки в каком-нибудь департаменте», уверен сенатор.

Русская литература на обочине Болоньи

Переход на Болонскую систему отрицательно сказался на качестве высшего образования в России, считает член того же комитета Людмила Скаковская, филолог, бывший ректор Тверского государственного университета.«Если специалитет по истории русской литературы включал историю древнерусской литературы, историю древних веков, XIX век, XX век, XXI век, то сейчас в рамках бакалавриата вся история русской литературы изучается один год — то есть это другой уровень, ушла фундаментальность», — сказала она.Так же усечено преподается и русский язык, отметила сенатор. «В программе нет ни старославянского, ни славянского языка. Может быть, в школе это и не надо. Но это наша история и наше будущее», — сказала она.

Приоритетные отрасли

Впрочем, с введением двухуровневой системы специалитет в России тоже сохранили, но только по отдельно утвержденным направлениям. Расширить список таких профессий сенаторам предложили ученые Санкт-Петербургского горного университета, который члены комитета посетили в начале апреля. По мнению сенаторов, такую норму можно распространить не только на горняков, но и, например, нефтяников, врачей.На заседании комитета в итоге предложили законодательно закрепить приоритет специалитета при подготовке кадров, востребованных экономикой. Это тем более важно в условиях санкций, отметили участники совещания в палате регионов.

В ответ на запрос общества

В последнее время запрос на специалитет постоянно растет: такой уровень подготовки выбирают уже до 40 процентов студентов, рассказала «Парламентской газете» Людмила Скаковская."При этом о резких изменениях, отмене Болонской системы речи пока не идет, — сказала она. — Но очевидно, что высшее образование требует перемен к лучшему, мы слышим эти запросы".На фоне этой дискуссии сервис поиска работы SuperJob спросил россиян, как они относятся к возможному отказу от бакалавриата и магистратуры в России, — 66 процентов респондентов идею поддержали. Чаще всего за специалитет выступали люди старше 45 лет и с высшим образованием. При этом среди родителей одиннадцатиклассников, планирующих поступать в вузы, за отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу пятилетнего обучения высказалось 93 процента опрошенных.