Учителя могут перестать оказывать образовательные услуги
Это миссия
Поводом для разработки законопроекта, внесенного в Госдуму 12 апреля, группой депутатов и сенаторов, стали многочисленные обращения педагогов. Проблему «услуг» в образовании сами педагоги подняли на прошлогодней встрече с президентом страны Владимиром Путиным, напомнила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова. По мнению учителей, использование этого понятия — неуважение к педагогам. Глава государства тогда согласился, что термин «услуга» обедняет суть преподавательского труда.Учителя не раз говорили, что формулировка «услуга в сфере образования» не соответствует роли педагога в обучении и воспитании детей и подростков, объяснила появление законодательной инициативы соавтор документа, член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Термин имеет неоднозначное толкование и ассоциируется с коммерческими услугами, сказала депутат "Парламентской газете"."Его исключение из закона об образовании станет важным вкладом в повышение престижа труда учителя, уважения к нему, — уверена Аршинова. — Разумеется, это не единственная мера. Мы продолжим системно решать задачу повышения статуса профессии педагог«.По ее словам, законопроект планируют рассмотреть в текущую весеннюю сессию как минимум в первом чтении.
Подсчитали человеко-часы
Не менее чувствительная для учителей тема — подсчет зарплаты и человеко-часов, который уже много лет ведут по системе, подразумевающей образование как услугу. Человеко-час — это единица измерения рабочего времени. Она соответствует одному часу фактической работы педагога.Аршинова напомнила о принятых изменениях в Трудовом кодексе, которые дали Правительству право утвердить общие требования к системе оплаты труда бюджетников, в том числе педагогов.«Нужны единые подходы в этом важном вопросе, — подчеркнула Аршинова. — Правительство уже вырабатывает их пока в экспериментальных регионах».
Не пора ли хлопнуть дверью?
В России и СССР всегда было особое отношение к педагогам. Советская система образования считалась лучшей в мире. Ее главным принципом было развитие творческого взаимодействия учителей и учеников, поэтому к преподавателям относились как к уважаемым наставникам, мудрым помощникам, напомнил из авторов законопроекта, секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак. В 1990-е годы в отечественную модель образования «по методичкам Сороса внедрили правила ростовщичества, торговли и товарно-денежных отношений», а принятие законопроекта завершит западный эксперимент над российским образованием, написал он 12 апреля в своем Telegram-канале.Документ, возвышающий учителя скажется и на качестве образования, вернет истинное уважение и почтение к учительскому труду у детей и в обществе в целом. С этого надо начать, считает Тутова. Депутат также напомнила, что сегодня парламентарии обсуждают возвращение российского специалитета вместо европейских бакалавриата и магистратуры. Например, из Болонской системы образования предлагают исключить профессии врачей, горняков и нефтяников. Об этом шла речь на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 11 апреля — там парламентарии и предложили вернуться к специалитету хотя бы при обучении востребованным экономикой профессиям.По мнению Тутовой, необходимо как можно быстрее обсудить возвращение к классическим вариантам — специалитета и аспирантуры. Тем более, что автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах, что подразумевала Болонская система высшего образования, так и не произошло.