Миля за милей: по стопам великой императрицы
Запад увидел мощь России
Мой видавший все или почти все крымские виды автомобиль с буквой «Z» и профилем Екатерины Великой на лобовом стекле разворачивается на границе полуострова. Наша екатерининская экспедиция стартует у знаменитого Перекопского вала, который не раз приходилось штурмовать русским войскам в XVIII веке в ходе присоединения Крыма.«Мы достигли узкого Перекопского перешейка, отделяющего Черное море от Азовского. Он перерезан от одного моря к другому стеною и рвом. Здесь видно каменное и четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких домишек. Перекоп есть ключ и ворота ко входу в Крымский полуостров, которому новая владычица его возвратила старинное название Тавриды», — вспоминал один из участников того путешествия, французский посланник в России Луи Филипп де Сегюр.Маршрут Екатерины Великой из Санкт-Петербурга в Крым проходил через земли Мало- и Новороссии. Главный устроитель путешествия Григорий Потемкин хотел показать императрице не только Тавриду, но и всю стремительно развивающуюся его стараниями Южную Россию.
Императрица побывала в Чернигове, зимовала в Киеве в ожидании, пока сойдет лед на Днепре, потом по реке на галере в сопровождении флотилии из восьмидесяти судов добралась до названного в ее честь Екатеринослава. Далее путь лежал в Херсон, где, кстати говоря, в храме Святой Екатерины покоится прах Потемкина. Из Херсона — в Берислав и наконец в Крым.«Это была не просто увеселительная туристическая поездка, а грандиозный геополитический проект, во время которого Екатерина продемонстрировала сопровождавшим ее представителям всех крупнейших европейских держав той эпохи растущую мощь империи», — объясняет наш проводник историк Михаил Кизилов."На Западе должны были узнать, какими источниками богатства и могущества располагает Россия", — отмечал уже упоминавшийся здесь французский посланник де Сегюр. Кроме него, в поездке Екатерину сопровождали австрийский император Иосиф II, английский посланник Аллейн Фицгерберт, австрийский посланник Людвиг фон Кобенцль "и другие официальные лица«.Маршрут, по которому мы двигаемся на юг вслед за императрицей, восстановили на основе изучения многочисленных документов крымские краеведы Владимир Гуркович и Владимир Руев. Наш путь лежит через современный Первомайский район — села Матвеевка, Гришино, Войково, Каштановка, затем через село Симоненко Красногвардейского района, Низинное Сакского района, Аркадьевку и Кубанское Симферопольского района, Заветное Бахчисарайского района.
Богатой рукой Потемкина
У въезда в бывшую столицу Крымского ханства Михаил Кизилов показывает крутой спуск, где, по его предположению, Екатерина чудом избежала катастрофы.«В Бахчисарай въезжают, или, лучше сказать, спускаются, по чрезвычайно крутому спуску между скал. Карета государыни была грузна; ретивые лошади, почувствовав бремя непривычной для них тяжести, понесли и помчались по скалам с такою быстротою, что мы ежеминутно ожидали, что карета свернется набок и разобьется вдребезги. Напрасно татары силились удержать лошадей; на лице Екатерины, как я слышал от императора, не видно было ни малейшего следа страха. Наконец лошади, счастливо проехав по камням, при въезде на одну улицу остановились разом, так что некоторые из них упали. При этом карета наехала на них и опрокинулась бы, если б татары ее не поддержали», — описывал этот инцидент де Сегюр.Символом пребывания императрицы в Бахчисарае стоит у входа в Ханский дворец екатерининская миля — первая из тех, мимо которых проходит наш маршрут. Готовя путешествие, Потемкин велел сделать дорогу «богатой рукой», чтобы она не уступала древнеримским. Выполняя указание светлейшего, через каждые десять верст установили каменные мили — «круглые пропорционально вытесанные колонны с украшением вроде осьмиугольной капители».
В Бахчисарае Екатерина расположилась со свитой в бывшем Ханском дворце, где сейчас проходит масштабная реставрация. Потемкин говорил Екатерине: "В этих чертогах несколько лет тому назад злейшие враги вашего императорского величества на подданных своих налагали цепи, а ты, премилосердная, в тех же самых чертогах осыпаешь их милостями и наградами; кто из смертных может сравниться с тобой, единственная в мире царица«.Императрица пробыла в городе три дня, посетив также православный Свято-Успенский монастырь и крепость Чуфут-Кале, а затем отправилась в Севастополь. На северной стороне города, в парке Учкуевка, стоит еще одна екатерининская миля. В многоэтажке в трех минутах ходьбы от нее вырос ваш покорный слуга, в детстве фамильярно называвший исторический памятный знак «Катькиным столбом».
Екатерина II дала имя Севастополю
Екатерина Алтабаева, член Совета Федерации от Севастополя:
«Мы не можем назвать одного-единственного основателя Севастополя, но, безусловно, Екатерина II внесла важнейший вклад в рождение нашего города. Датой его основания считается 3 (14) июня 1783 года, когда были заложены первые каменные постройки. 10 (21) февраля 1784 года по указу императрицы Екатерины II город получил имя Севастополь — достойный поклонения. А еще через три с небольшим года, во время путешествия императрицы по Крыму, ее глазам предстали построенные в кратчайшие сроки город-порт и Черноморский флот. Не случайно севастопольцы еще в украинский период, в 2008 году, несмотря ни на что, добились установки в городе памятника Екатерине Великой, который сегодня является одним из наших главных памятников».
Петр начал на Севере, Екатерина завершила на Юге
Однако мы отвлеклись, а нам пора «догонять» императрицу в Инкермане. Там, на холме, на руинах средневековой крепости Каламита, по мнению краеведа Владимира Широкова, Потемкин устроил для Екатерины, может быть, самый большой сюрприз за все путешествие.Вот как описывал его де Сегюр: «Между тем как их величества сидели за столом, при звуках прекрасной музыки внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим представилось величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре — в ширину; посреди этого залива в виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек, и грохот их, казалось, возвещал Понту Эвксинскому о присутствии его владычицы и о том, что не более как через тридцать часов флаги ее кораблей могут развеваться в виду Константинополя, а знамена ее армий — водрузиться на стенах его». По оценке французского дипломата, основанием Севастополя Екатерина довершила на юге то, что Петр начал на севере.Другие западные «знатоки» России — французский путешественник Форсия де Пилес, саксонский дипломат Георг Гельбиг иже с ними позже придумали миф о потемкинских деревнях: якобы князь втирал очки императрице, выставляя вдоль маршрута декорации вместо настоящих деревень. Придумали от зависти и отчаяния при виде тех темпов, которыми развивался Юг России — Новороссия и Таврида, при виде того, как росли новые города — Екатеринослав, Херсон, Севастополь, Симферополь, и, конечно, при виде того, как строился Черноморский флот. Увы, эти зависть и отчаяние Запада мы с вами видим и прямо сейчас.Из Инкермана Екатерина на шлюпке отправилась на Графскую пристань. На пригорке над ней стоял дом бывшего командующего эскадрой Черноморского флота контр-адмирала Фомы Мекензи, который переоборудовали под путевой дворец. Чуть поодаль, на нынешней улице Ленина, бывшей Екатерининской, благодарные севастопольцы в 2008 году, несмотря на отчаянные протесты тогдашних украинских властей, установили памятник императрице как основательнице их города.
Мы кладем цветы к подножию монумента и вслед за императорским кортежем отправляемся в Балаклаву. Там Екатерину встретили... амазонки, сто наездниц в зеленых куртках, юбках из малинового бархата и белых тюрбанах с блестками и страусиными перьями — жены и дочери офицеров расквартированного в городке греческого батальона. Екатерина была в восторге и подарила командиру амазонской роты девятнадцатилетней Елене Сарандовой перстень с бриллиантом, а «рядовым амазонкам» — по сто рублей.
Возвращение в Симферополь в XXI веке
Далее путь императрицы лежал по живописнейшей Байдарской долине, где находились имения Григория Потемкина, через современные села Оборонное, Гончарное, Родниковское, Черноречье и назад в Бахчисарай, а оттуда в Симферополь. По дороге в столицу Крыма останавливаемся уже у третьей за время нашего путешествия мили — в районе села Новопавловка. В Симферополе проезжаем мимо здания Железнодорожного техникума, в котором в юности учился наш фотокорреспондент Алексей Васильев, но не из ностальгии, а потому что именно на этом месте располагался очередной путевой дворец Екатерины. Следующий пункт — городской сад, где после воссоединения Крыма с Россией был восстановлен взорванный большевиками памятник императрице. Вокруг подножия монумента стоят верные соратники Екатерины в деле присоединения Крыма — Григорий Потемкин-Таврический, Василий Долгоруков-Крымский, Александр Суворов и Яков Булгаков.Из Симферополя наш путь лежит в Белогорск, или Карасубазар, как назывался этот город в екатерининские времена. По пути, у села Цветочного, стоит четвертая сохранившаяся екатерининская миля. В Белогорске, на холме, Михаил Кизилов показывает малоизвестные даже местным краеведам руины еще одного путевого дворца императрицы, которые по-хорошему в новом российском Крыму надо было бы привести в порядок и поставить под охрану государства. А еще именно в Белогорске из местного камня, который и сейчас добывают в карьерах на территории района, были сделаны по проекту архитектора Ивана Старова все екатерининские мили.Дальше на восток — городок Старый Крым. Там, на территории Литературно-художественного музея, находится пятая екатерининская миля. О ее судьбе нам рассказала заведующая музеем Марина Стамова. Изначально эта миля стояла между селами Насыпное и Первомайское, у поворота на село Отважное Кировского района, однако была разрушена в 1998 году. И вот тогда сотрудник Литературно-художественного музея Геннадий Шибалкин перевез то, что осталось от памятного знака, в Старый Крым. Миля была отреставрирована и стала частью музейной экспозиции. А рядом с ней стоит... карета, которую сотрудники музея используют во время екатерининских праздников. Один из них по традиции проходит 27 мая — в день приезда Екатерины в Старый Крым. Кстати, по мысли императрицы, Старый Крым должен был вслед за Севастополем и Симферополем называться на греческий манер — Левкополем — однако это название не прижилось.Читайте также:
• Собственность украинских олигархов в Крыму предлагают национализировать
• Восемь законов, которые изменили Крым
Конец работорговле
Последняя, шестая, из сохранившихся екатерининских миль — в селе Кринички Кировского района, на военном полигоне. Хотя есть и еще одна на том самом повороте на село Отважное, но это уже новодел, установленный в 2010 году.Теперь впереди Феодосия. Там, в Картинной галерее Ивана Айвазовского можно посмотреть на картину знаменитого живописца «Приезд Екатерины II в Феодосию», впрочем, написанную им в 1883 году, то есть без малого век спустя. А в Музее древностей — увидеть подлинную монету «Путь на пользу», отчеканенную на местном монетном дворе в честь приезда императрицы."Екатерина Вторая не только присоединила Крым к России, но и фактически положила конец уничтожению русского народа, — говорит Михаил Кизилов. — На протяжении нескольких столетий татары совершали набеги на южные русские земли, одной из главных целей которых был захват рабов. В Крыму было два крупнейших невольничьих рынка — один в Карасубазаре, где мы с вами уже побывали, а второй в Феодосии, или, как ее называли в эпоху ханства, Кефе. Конец работорговле был положен только с присоединением полуострова к России. При этом, по подсчетам ученых, в общей сложности из Крыма было продано в неволю около двух миллионов человек".В Феодосии путешествие Екатерины завершилось. Первоначально она намеревалась отправиться оттуда по берегу на север, чтобы увидеть Арабат, Мариуполь, Таганрог, Черкасск и наконец Азов, но осеннее время, вредный береговой климат и важность дел, призывавших в столицу, заставили ее переменить это намерение. Феодосия стала пределом огромного путешествия, и императрица со спутниками отправилась обратно к Перекопу.Путешествие по земле благословенной Тавриды началось 19 мая 1787 года и продолжалось до 31 мая — 13 дней, которые, как и присоединение Крыма к России, навсегда вошли в нашу историю. Общая протяженность пути по полуострову составила не менее 640 километров.
Кстати
— Императорская свита состояла примерно из трех тысяч человек. Императорский поезд включал 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где ее сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий.- Екатерина II назвала Крым "драгоценнейшей жемчужиной в своей короне".- После путешествия Екатерины II Григорий Потемкин получил почетный титул светлейшего князя Таврического.