Феотудэй

Продавцам хотят запретить навязывать свои условия покупателям

Клиент всегда прав

Глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев отметил, что новые нормы направлены на предупреждение недобросовестного поведения продавцов.«Документ предлагает ввести перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей», — сказал депутат.В последнее время происходит все больше случаев, когда торговля навязывают гражданам условия, нарушающие их права, отметила при рассмотрении документа в первом чтении глава Роспотребнадзора Анна Попова. В 2010 году было 6,5 тысячи таких нарушений, в 2016-м — 8 тысяч, а в 2020-м — более 10 тысяч.Чтобы магазины больше уважали покупателей, в статье 16 закона «О защите прав потребителей» предложили закрепить перечень недопустимых условий соглашений о купле-продаже. Речь идёт об установлении штрафных санкций для клиента за отказ от исполнения договора, оказании дополнительных услуг за плату без согласия потребителя, ограничении права выбора способа и формы оплаты. Продавец не вправе будет поставить ультиматум, что оплатить товар можно только наличными. А при покупке, например, мобильного телефона клиента не заставят приобретать наушники или защитное стекло, если ему это не нужно.

Личную информацию можно не раскрывать

После вступления закона в силу продавцы не смогут отказать людям в покупке, если они не хотят сообщать личные данные. Как ранее сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, нормы о пресечении принудительного сбора персональной информации дополнительно защитят права потребителей. «Сейчас при совершении покупок или оплате услуг у людей под разными предлогами собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другие личные сведения. Даже в тех случаях, когда предоставление такой информации не является обязательным», — отметил Володин. Затем полученные данные используют, в лучшем случае, для рассылки спама и навязчивой телефонной рекламы, а в худшем — для мошенничества. Магазины будут вправе собирать эту информацию только если это необходимо для оформления покупки и имеет законные основания. При этом они должны сообщить клиенту устно или письменно, почему нельзя заключить сделку без таких сведений. К законопроекту поступило пять уточняющих поправок. В частности, уточнили дату вступления закона в силу — с 1 сентября 2022 года.

Штраф и возмещение убытков

За отказ обслуживать покупателя из-за того, что он не захотел рассекретить персональные данные, продавца предлагают штрафовать. Такие поправки в КоАП, разработанные кабмином, готовят к рассмотрению во втором чтении. Штраф для должностных лиц может составить от 5 до 10 тысяч рублей, для организаций — от 30 до 50 тысяч рублей.«Нормы принимаемого закона будут распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров», — уточнил в своем Telegram-канале Владимир Гутенев. Также он сообщил, что если потребитель потребует возместить убытки, то продавец возместит их в 10-дневный срок со дня предоставления претензии. Пожаловаться на продавцов можно в одно из подразделений Роспотребнадзора и общественные организации по защите прав потребителей. Их адреса и телефоны, и образцы обращений можно найти на портале, разработанном пять лет назад. Также люди могут обратиться за помощью на круглосуточную горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43.