В России обнаружилась гвоздезависимость
И все-таки импорт
На заседании Совета Федерации 13 апреля Валентина Матвиенко сказала, что для нее стал открытием тот факт, что Россия импортирует гвозди, несмотря на производство металла в стране. Реплика спикера, похоже, кого-то задела, и Минпромторг на следующий день официально сообщил, что российские компании производят достаточно гвоздей и даже поставляют их в страны СНГ. За этим как по команде последовали заявления производителей гвоздей о готовности завалить своей продукцией всю страну.Но этот ответ Матвиенко не устроил, о чем она 18 апреля написала в своем Telegram-канале: "Вместо того чтобы разобраться, как так получилось, что изделия, которые чуть сложнее, чем кусок проволоки, мы тоннами ввозим из других стран, Минпромторг радостно заявляет, что гвоздей в стране производится достаточно«.Подобно терпеливому учителю спикер пояснила, что начавшаяся дискуссия «не совсем о гвоздях». По ее словам, гвозди в данном случае — «символ самого простого в производстве предмета, для изготовления которого у нас всего хватает с лихвой». Матвиенко добавила, что Совет Федерации готов поддержать неотложные решения для развития производства, но они должны быть основаны на корректных и реалистичных аналитических материалах.
К дискуссии о гвоздях подключились и другие заметные эксперты. Так, по мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в этой теме как в капле воды отражаются все парадоксы нашей экономики.«Тут надо не задания давать бизнесу, а создавать для него условия, — написал Титов на своей странице во «ВКонтакте». — Это называется промышленная политика: налоги, административное бремя, тарифы инфраструктурных монополий«.Отдельно обиделись череповчане, местное сетевое издание «В точку» напомнило, что предприятие «Северсталь-Метиз» производит больше десятка наименований гвоздей, а в 2022 году отмечается 55-летие первого череповецкого гвоздя. Всего же издание насчитало в стране двенадцать предприятий, где производят простые крепежные изделия: они есть в Екатеринбурге, Орле, Волгограде, Великом Новгороде и других городах.Между тем своей статистикой поделились и в строймагах. В огромном «Леруа Мерлен» на Новоухтомском шоссе Москвы продавец-консультант сообщил автору этих строк, что у них в наличии 160 видов гвоздей, но большинство — импортные, в первую очередь китайские. Поставки идут регулярно, а цены за последние полтора месяца выросли процентов на двадцать. Где растворяются наши родные гвозди, о которых рапортует Минпромторг, продавец оказался не в курсе.
От инсулина до авиакресел
Следует напомнить, что тема импортозамещения возникла не вчера и не Матвиенко первой заговорила об этой проблеме (хотя спикер Совета Федерации и поднимала неоднократно на протяжение нескольких лет проблемы импортных семян и иностранных двигателей для «как бы российских» самолетов Sukhoi Superjet 100). Про необходимость избавления страны от импортозависимости всерьез задумались еще в 2014 году после Крымской весны, и даже специальные госпрограммы тогда же были разработаны. Но почему-то спустя почти семь лет, в мае 2021 года, первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщает в интервью РБК, что объем критического импорта в российской промышленности — тех поставок, которые трудно заместить, — оценивается в 1 триллион рублей в год.«У нас было несколько волн импортозамещения, тем не менее не до конца [зависимость устранена]. Сейчас как раз активизируется снова программа импортозамещения, для того чтобы снизить зависимость», — подчеркнул Белоусов. Тут справедливости ради надо напомнить, что на тот момент нынешний кабинет министров отработал примерно один год и за действия предшественников ему едва ли можно предъявлять претензии.После отчета Правительства в Госдуме в мае того же 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минпромторгу совместно с Минфином и Минэкономразвития проработать дополнительные меры господдержки импортозамещения, различным ведомствам — актуализировать и утвердить отраслевые планы импортозамещения до начала августа.
Анатолий Артамонов: Для нас реально освоить производство любой продукции
Эти документы опубликованы на сайте Фонда развития промышленности, в них — десятки позиций. «Парламентская газета» изучила некоторые. Так, в цветной металлургии отсутствуют отечественные аэрозольные баллоны, алюминиевые велосипедные рамы, катодный порошок для аккумуляторов. К 2024 году, согласно планам, потребность в баллонах получится закрыть полностью, в рамах — наполовину, в катодном порошке — на 80 процентов. Многочисленные пробелы в фармацевтике. В плане мероприятий по импортозамещению в этой отрасли нули стоят против таких важных препаратов, как инсулин аспарт для диабетиков, варфарин (препятствует образованию тромбов), морфин и трамадол (опиодные анальгетики), гепарин натрия (лекарство против тромбоза) и других. Всего в списке на замещение — 38 позиций, по большинству из которых к 2024 году запланировали обеспечить полную независимость от импорта.Почти три десятка красноречивых нулей — в гражданском авиастроении. Аварийные трапы, пассажирские кресла, остекление салона, системы электроснабжения и даже водоснабжения и удаления отходов — все это предстоит создать в течение двух ближайших лет. При этом отмечено, что самолет Sukhoi Superjet 100 отечественный — на 50 процентов. Очевидно, вторая половина — это все вышеперечисленное.
Не замыкаться в себе
Суть «правильного» импортозамещения не в том, чтобы абсолютно все делать самим, а в том, чтобы обеспечивать максимальную добавленную стоимость внутри страны, сказал «Парламентской газете» Борис Титов. То есть не продавать металл, покупая саморезы, не продавать полимеры, покупая готовый штампованный пластик, и так далее. А использовать с умом то, что нам дано. Другое важное направление — производство средств производства, то есть оборудования и станков, хотя бы частично. И, конечно, обеспечение страны качественным семенным материалом для агропрома.Читайте также:
• Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
«Это базовый уровень, которого в импортозамещении надо было достичь уже давно, а сейчас нам приходится решать и эти запоздалые проблемы, и одновременно восстанавливать цепочки поставок, разорванные отнюдь не по экономическим причинам», — отметил Титов.Замещение электронной компонентной базы объектов критической инфраструктуры — задача стратегической важности, считает глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «Парламентской газете» он рассказал о планах по созданию в России технопарков, которые займутся выпуском радиотехнической продукции — в первую очередь, чтобы насытить ею автопром и другие важные отрасли.Второе направление, по мнению Гутенева, в котором необходимо действовать, — смена поставщиков. В мире немало компаний, которые готовы занять место ушедших с российского рынка, они смогут сделать это быстро, а качество продукции едва ли будет уступать. Важным депутат считает и решение кабмина о снятии запрета на параллельный импорт в Россию — это поможет наполнить рынок необходимыми товарами.При всей своей важности импортозамещение не должно быть фетишем, добавил Борис Титов. В мире нет ни одной страны, которая полностью обеспечивает себя всем, что требуется современному потребителю."Не надо замыкаться в себе, — сказал бизнес-омбудсмен. — Потребители должны находиться и за пределами страны, иначе себестоимость продуктов будет очень высокой. Нам предстоит возвращаться в мировую кооперацию — но уже в новом качестве«.С бизнес-омбудсменом можно было бы согласиться на сто процентов, если бы не вопрос выживания государства его граждан. Без велосипедных алюминиевых рам страна какое-то время еще как-то сможет продержаться, что без инсулина и самолетов едва ли. Видимо, как раз исходя из этих соображений глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил создать в России реестр заменимости товаров.«Если вы будете производить, условно, зубную пасту, то мы ограничим ее импорт», — заявил сенатор. По его словам, после начала производства товаров они могут не быть такими, к каким привыкли потребители, однако они будут отечественными. Глядишь, так когда-нибудь и без китайских гвоздей сможем обходиться.