40 тысяч рублей на оранжерею и 46 триллионов рублей — на страну
Первая Дума: борьба за право голоса
Первая в Российской империи Дума стала результатом революции 1905 года. Чтобы снизить градус народного недовольства, в феврале 1905 года рескриптом на имя министра внутренних дел Булыгина Николай II повелел созвать совещательную Думу, не имевшую законодательных прав.Закон о выборах в «булыгинскую» Думу опубликовали 6 августа 1905 года. Но страна единодушно бойкотировала такую Думу. В итоге 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, которым Думе давались законодательные права.27 апреля 1906 года депутаты — всего 478 человек — собрались на первое заседание. Народные избранники всерьез намеревались изменить жизнь в стране к лучшему. Они планировали провести политическую амнистию и решить аграрный вопрос путем принудительного отчуждения частновладельческих земель. Но у правительства были другие планы на Думу.
Пальмовая оранжерея и клиническая прачечная
«Первый правительственный законопроект, внесенный в Думу, был «Об отпуске 40 029 рублей 49 копеек на постройку пальмовой оранжереи и сооружение клинической прачечной при Юрьевском университете», — сообщают авторы сборника исторических очерков "Выбирая свою историю".Депутаты, планировавшие вершить историю, возмутились. В результате между Думой и правительством разгорелся конфликт, который в итоге разрешился в пользу последнего. 8 июля 1906 года Думу распустили под предлогом, что "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область«.Всего за время работы, а это меньше трех месяцев, депутаты одобрили только один документ — внесенный правительством закон об ассигновании 15 миллионов рублей в помощь пострадавшим от неурожая. Несмотря на это, первая Дума сыграла важную роль в становлении парламента и осталась в истории, как «Дума народного гнева».
Как попасть на прием к депутату
Новая Государственная Дума и Совет Федерации
Современный парламент, как и его предшественник, появился в переломный для страны момент — 90-е годы прошлого века. После развала СССР съезд народных депутатов РСФСР оказался высшим органом государственной власти. Согласно действовавшей на тот момент Конституции, за съездом закреплялось право решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации.Но очень скоро выяснилось, что как раз решать вопросы съезд не в состоянии. Во-первых, в его состав входили более тысячи народных депутатов, которые просто не могли договориться. Во-вторых, ситуация усугублялась противостоянием между президентом, исполнительной ветвью власти и Верховным советом.Дело в том, что съезд отказал президенту Ельцину продлить данные ему дополнительные полномочия и утвердить назначение Егора Гайдара премьер-министром, рассказал ранее «Парламентской газете» очевидец тех событий политик и общественный деятель Сергей Степашин.«Таким образом, в стране начался конституционный кризис, продлившийся до конца 1993 года. И всем здравомыслящим людям было понятно, что договориться противоборствующим сторонам не удастся», — сказал эксперт.В итоге появился президентский указ № 1400: провести досрочные выборы депутатов Госдумы. В этот же день прошли и выборы сенаторов, из которых был сформирован Совет Федерации.
Квартальный бюджет — единственный в истории
12 декабря 1993 года в Госдуму избрали 444 депутата. А 11 января 1994 года нижняя палата собралась на первое заседание. Первым законом новой Думы — ФЗ-1 от 10 апреля 1994 года — стал закон "О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 года«.Это был беспрецедентный закон, так как впервые был принят «кусочек» государственного бюджета на текущий год, вспоминала очевидец тех событий депутат Госдумы первого созыва, журналист Алла Амелина.«А произошло это вот почему. В конце предыдущего, 1993 года парламента в России не существовало. Верховный Совет был распущен, Госдума еще не избрана. Принимать бюджет на следующий год было просто некому. Поэтому финансирование в первом квартале определялось указом президента», — вспоминала эксперт.Показатели проекта бюджета на второй квартал 1994 года были такими: доходы — 28,6 триллиона рублей, расходы — 46 триллионов рублей, дефицит — I7,4 триллиона рублей, то есть 27,9 процента годовой суммы.
Для сравнения, параметры бюджета-2022 выглядят так: доходы — 25,01 триллиона рублей, расходы — 23,69 триллиона рублей, а профицит — около 1,32 триллиона рублей.И если показатели доходов разных лет примерно одинаковые, то показатели расходов — отличаются почти в два раза. Но это не значит, что за последние 28 лет Россия стала жить экономнее.
Цена денег
Надо напомнить, что деньги в 1994 году имели другую ценность. Например, по данным Госкомстата, средняя заработная плата в России в январе 1995 года была 303 тысячи рублей. Хлеб стоил 600–900 рублей, литр сока — 2500–3000 рублей, килограмм помидоров — 2000–3000 рублей. Именно поэтому рекордным в 1994 году стал и дефицит — разница между доходами и расходами, то есть та сумма, которой государству не хватало, чтобы выполнить свои обязательства.Согласно проекту получалось, что на выплаты зарплат, лечение больных, обучение детей и так далее государству во втором полугодии на каждые два рубля надо было взять еще один — в кредит.Такие в том числе решения впоследствии привели к государственному дефолту в августе 1998 года, считает член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.«Дефицит бюджета было поручено компенсировать за счет кредита Центробанка в размере 10,6 триллиона рублей сроком на 10 лет из расчета 10 процентов годовых. Еще 5 триллионов предполагалось погасить за счет внешних заимствований, а остальное — разместить в ценные бумаги», — рассказал депутат нашему изданию.
Граждане могут обращаться в Совет Федерации на разных языках
От президента до медсестры — все без зарплаты
По воспоминаниям Аллы Амелиной, принятие бюджета в Думе практически пролоббировал председатель Комитета по бюджету и налогам Михаил Задорнов.«Прежде всего, сказал он, «это ненормальный шаг с точки зрения бюджетного законодательства. Все мы прекрасно понимаем, что это противоречит закону об основах бюджетного устройства, бюджетного процесса в Российской Федерации», — вспоминала Амелина.При этом Задорнов подчеркнул, что принять даже плохой закон необходимо, так как в противном случае с 1 апреля в стране не будет никакой законодательной основы для финансирования государственных расходов.В итоге закон в Госдуме приняли, но его не одобрили в Совете Федерации — верхней палате современного российского парламента, из которой документы и отправляются на подпись президенту. Но тут, вспоминала Амелина, слово взял замминистра Сергей Алексашенко, который заявил, что в этом случае Министерство финансов прекращает все операции с федеральным бюджетом, поскольку "нет законного основания потратить ни одну копейку«.«Вообще все: зарплату президенту, зарплату младшему медицинскому персоналу... До тех пор, пока закон, разрешающий Правительству тратить деньги, не будет принят, Министерство финансов и Правительство не в состоянии будут проводить никаких операций», — цитирует депутат первой Думы слова замминистра.После этого сенаторы вернулись к голосованию и одобрили закон — первый и последний в истории России квартальный бюджет. Бюджетная неразбериха с тех пор длилась еще довольно долго, рассказал Сергей Алтухов.Кардинальные изменения в государственной финансово-бюджетной политике наступили с момента действия Бюджетного кодекса в 2000 году. В 2006 году впервые федеральный бюджет стал составной частью перспективного финансового плана на трехлетний период. А с 2008 года бюджетный процесс приобрел те формы, которые существуют сейчас, напомнил депутат.
Второй закон — о народе, третий — о себе
Вторым законом, который рассмотрели парламентарии, стал ФЗ-2 от 5 мая 1994 года — "О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с законом РСФСР "О государственных пенсиях«.До этого в ноябре 1992 года пенсии уже индексировали — в 2,5 раза, рекорд в современной истории. Однако связано это было отнюдь не с заботой о пожилых россиянах, а с рекордной инфляцией — 2508,8 процента за 1992 год, рассказала журналу «Российская Федерация сегодня» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
До 1994 года индексация производилась согласно указам президента и постановлениям Верховного совета РФ. В 1994–1997 годах изменения в пенсионное законодательство вносились как федеральными законами, так и постановлениями Правительства, напомнила депутат.«Времена были непростые. Индексация пенсий в России за период с 1992 по 2002 годы производилась 27 раз, выплаты за указанный период выросли в 542 раза, что в натуральном выражении, увы, не улучшило жизнь пенсионеров», — отметила Бессараб.
Опасная работа
Разобравшись с первоочередными делами — бюджетом и пенсиями — депутаты и сенаторы смогли подумать и о себе. Третьим Федеральным законом в новой истории стал ФЗ-3 от 8 мая 1994 года "О статусе членов Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы".Такие документы были необходимы, работа парламентариев в те времена была не безопасной. Так, 26 апреля 1994 года в Химках Московской области выстрелом из помпового ружья был убит Андрей Айздердзис, депутат I созыва, член депутатской группы "Новая региональная политика«.Читайте также:
• Межпарламентской Ассамблее СНГ исполняется 30 лет
А в июне депутаты приняли Закон «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи Айздердзиса» — каждому члену в размере двукратной минимальной пенсии по старости в месяц.Айздердзис стал не единственной потерей первого парламента. 5 ноября 1994 в московской больнице скончался Валентин Мартемьянов, депутат I созыва, член фракции КПРФ. 1 ноября он был ограблен и жестоко избит неизвестными в подъезде собственного дома.2 февраля 1995 года в районе деревни Сарыбьево Луховицкого района Московской области было обнаружено тело похищенного накануне Сергея Скорочкина, депутата I созыва, члена фракции ЛДПР.А 26 ноября 1995 года в одном из номеров гостиницы Петропавловска-Забайкальского (Читинская область) был застрелен Сергей Маркидонов, депутат I созыва, член депутатской группы «Стабильность».
Депутаты и сенаторы сегодня
Парламент сегодня — это 450 депутатов и 170 сенаторов. Первых выбирают по партийным спискам и одномандатным округам. Вторых представляют для назначения главы регионов и местные заксы.В 2021 году в Думу внесли 968 законопроектов. Приняли — 505. Средняя скорость принятия документов составила 97 дней. Для сравнения в 1994 году от внесения до принятия закона проходил в среднем 661 день.
Подавляющее большинство законов 2021 года было направлено на изменение ранее принятых. Так, в КоАП за год внесли 42 поправки, в Налоговый кодекс — 24, в Земельный кодекс — 22, в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» — 20. Кроме того, парламентарии приземлили соцсети, одобрили ряд новых выплат, перевели некоторые из них в автоматический режим, защитили соцвыплаты от списания за долги, закрепили в законодательстве дистанционную работу, перевели в электронный формат больничные и трудовые книжки. Большинство законов подготовили сами депутаты. На втором месте оказался кабмин, на третьем — сенаторы. Эксперты отмечают, что в плане законотворческой деятельности Правительство резко вырвалось вперед на фоне пандемии коронавируса. В этой ситуации многие решения принимались с колес именно кабмином.