Самозанятым предложено таксовать легально
Агрегаторам пропишут правила
Согласно аналитическому отчету ФАС, за последние годы в России произошел резкий рост рынка перевозок легковыми такси за счет активного пользования мобильными приложениями — 78 процентов от общего прироста. Еще 21,5 процента увеличения объемов пользования такси обеспечил обычный телефон и 0,5 процента — сайты компаний.При этой положительной динамике наблюдается отказ таксопарков от собственных диспетчеров и массовый переход на работу с крупными службами заказа легковых такси (к примеру, такими агрегаторами, как «Яндекс.Такси», Gett, Uber, «Максим» и "Ситимобил«).Процесс слияния интересов выгоден для тех и других, однако, как отмечают авторы документа, законодательством до сих пор не урегулирована деятельность служб заказа, «и в том числе агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами». Представленный кабмином законопроект должен устранить этот пробел.«Действующая модель государственного регулирования рынка такси требует изменений, обусловленных указанными реалиями развития этого рынка и необходимостью законодательно зафиксировать права и обязанности служб заказа легкового такси в сформировавшихся условиях», — говорится в пояснении.
Срок действия истекающих водительских прав продлят на три года
Самозанятым это понравится
Действующий в стране с 2019 года закон, устанавливающий специальный налоговый режим для самозанятых, позволяет сегодня фрилансерам заниматься перевозками пассажиров и багажа. Однако нормы федерального закона № 69-ФЗ дает право таксовать только при условии получения юрлицом или индивидуальным предпринимателем у региональных властей соответствующего разрешения.Правительство предлагает устранить и это недоразумение. Проект закона устанавливает возможность получить самозанятому разрешение при условии, если он заключит договор со службой заказа легкового такси.По мнению разработчиков проекта, это позволит контролировать деятельность самозанятых таксистов через «сведения, предоставляемые службами заказа в региональную информационную систему».
Кто заплатит за ущерб
Также законопроект предполагает урегулировать вопрос об ответственности за реальный ущерб, причиненный здоровью пассажира или его багажу, если заказ был принят через службу заказа такси.В настоящее время службы заказа отказываются нести ответственность, настаивая на исключительно информационно-посредническом характере отношений между ними, перевозчиком и пассажиром. Такой подход, сообщают авторы проекта, позволяет считать службу заказа легкового такси лишь площадкой для совершения сделок и не включает его в число лиц, ответственных за качество такой перевозки.Вместе с тем в определении Верховного Суда от 9 января 2018 года по делу № 5-КГ17-220 предлагается установить ответственность перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред именно за службой заказа такси.
Реестры перевозчиков и такси
Проектом федерального закона предлагается установить два отдельных реестра. Первый — региональный реестр, куда будут включены сведения о перевозчиках легковым такси. Второй — региональный реестр легковых такси, куда будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать.Включение, изменение и исключение сведений из реестра владелец автомобиля проводит самостоятельно в уведомительном порядке.Важным отличием от действующей схемы, по свидетельству авторов проекта, является то, что аннулирование разрешения не влечет исключения сведений из реестра легкового такси.Читайте также:
• На каких машинах будем ездить завтра
• Дорожные инспекторы смогут выявлять пьяных по методичке
• Страховщики предложили ремонтировать авто с помощью подержанных запчастей
Таксометр — это важно
Помимо этого, проектом закона устанавливаются обязательные требования к перевозчику по передаче в региональную или муниципальную информационную систему сведений о перевозках пассажиров и багажа, "в том числе к наличию устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя легкового такси и таксометра".В числе прочих предписаний законопроект обязывает службы заказа такси в случае необходимости предоставлять ФСБ доступ к базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Основания для запрета
Предусматривается законопроектом и перечень оснований для запрета к управлению легковым такси. В частности, за баранку запрещается садиться таксистам, имеющим более трех не уплаченных административных штрафов за ДТП и отсутствие аттестации на знание расположения на территории региона объектов транспортной инфраструктуры.Та же санкция возможна при недостатке знаний относительно местоположения объектов культурного наследия, здравоохранения, образования, спорта, а также путей подъезда к ним и действий в чрезвычайной ситуации.
В городах федерального значения
Согласно законопроекту, власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя предлагают наделить правом устанавливать максимальное количество легковых такси, используемых перевозчиками на территории региона в соответствии с утвержденной в субъекте методикой.Также города федерального значения смогут вводить запрет на предложение услуги по перевозке такси на территории аэропорта, железнодорожного вокзала и автовокзала, "за исключением мест, оборудованных для предложения оформления таких услуг".Правительство предлагает установить отлагательный срок вступления в силу проекта закона 1 марта 2023 года. Но, учитывая, что реализация предложенных норм и корректировка деятельности служб заказа потребует значимых финансовых и организационных ресурсов, вступление в силу некоторых положений проекта предлагается отодвинуть до 1 сентября 2023 года.