Подорожают ли товары параллельного импорта
За ремонтом — в магазин
Параллельный, или «серый», импорт, то есть ввоз в страну товаров без разрешения правообладателей, кабмин согласовал до конца 2022 года, определив список того, что можно таким образом поставлять. Через два месяца после появления на рынке первых товаров Минпромторг оценит результативность этого решения, сказал журналистам Денис Мантуров.В список попали одежда и обувь, косметика и бытовая техника, автомобили и электроника. В числе брендов — Apple, Samsung, Sony, LG, Asus, Electrolux, Siemens, Xbox, PlayStation, Bentley, Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW и другие. Параллельный импорт, полагают в кабмине, поможет насытить рынок необходимыми потребителю товарами, в том числе от компаний, которые заявили об уходе из России.Но товар, особенно сложный, мало купить — его еще нужно качественно обслуживать, а иногда — ремонтировать по гарантии. Например, смартфоны и авто. Эта обязанность, как и прежде, сохранится за продавцом, рассказали эксперты портала Объясняем.рф. То есть покупатель должен обратиться в традиционный или онлайн-магазин, и тот обязан отремонтировать гаджет. Где и каким образом — забота продавца, а не его клиента.
Для покупателей ничего не изменится, а вот у импортеров, которые займутся параллельным импортом, могут возникнуть новые обязательства — по ремонту и замене некачественных товаров, сказал «Парламентской газете» глава общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. С такой нагрузкой, по его мнению, справятся лишь крупные компании, и здесь потребуется особый контроль государства.«На первых порах могут возникнуть импортеры-однодневки, из-за которых, когда они исчезнут, у людей могут быть проблемы. Но со временем конкуренция все расставит по местам», — предположил Павлов.
Максим Топилин: Параллельный импорт — это не подделка и не контрабанда
Проблемы с гаджетами
О готовности продавать у себя товары параллельного импорта уже сообщили крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon. Это, по мнению главы Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, шаг в правильном направлении. Гиганты на протяжении долгого времени развивали не только продажи, но и создавали инфраструктуру сервиса. Доверия к таким покупкам с точки зрения их дальнейшей судьбы у покупателей будет больше, считает Соколов. Речь в первую очередь идет о бытовой технике и электронике.При этом, предупредил глава АКИТ, массовые поставки товаров параллельного импорта могут повлиять на их стоимость, в которую начнут включать сервисную составляющую.Скорректировать и удержать цены смогут дилеры, предположил Олег Павлов, поскольку для них цепочка поставок станет более управляемой.«Если раньше производитель зачастую диктовал своим дилерам, где покупать товар, как его везти и какую наценку устанавливать, то теперь многие вопросы распространители смогут решить сами», — объяснил эксперт.Проблемы с ремонтом электроники есть уже сейчас, после старта параллельного импорта они никуда не денутся, считает ведущий аналитик в сфере IT Эльдар Муртазин. Качество сервисного обслуживание упадет, предположил он, а продавцы будут менять условия гарантийного обслуживания: увеличивать сроки, признавать ряд поломок негарантийными, что происходит уже сейчас. А если потребуется заменить гаджет на новый, то такая возможность будет, но ее заложат в стоимость товара, добавил Муртазин.
Где ремонтировать авто
Сложнее всего из всей номенклатуры параллельного импорта будет с автомобилями и запчастями к ним, считают эксперты. В России сложилась сеть сервисных центров официальных дилеров марок, где могут осуществить даже самый сложный ремонт. Полноценной альтернативы этой схеме нет, сказал «Парламентской газете» защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. «Даже если привезти нужный механизм, не каждый техник разберется, как правильно его смонтировать, а иногда для этого нужно специальное оборудование», — объяснил он.Читайте также:
• Владимир Гутенев: Серый импорт поможет бизнесу соблюдать права потребителей
Существуют клубные сервисы, которые специализируются на определенных марках. В новых условиях придется доверять свое авто им, отметил Шкуматов. При этом о «гарантии от производителя» придется забыть. Ремонтировать дорогие машины в универсальных сервисах эксперт не рекомендовал.Что касается бытовых потребительских товаров, например, одежды или косметики, то в этом сегменте россияне от параллельного импорта выиграют. Такое мнение «Парламентской газете» высказал глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.Он напомнил о качественной дискриминации, которую практикуют некоторые производители, поставляя в одни регионы мира продукцию наивысшего сорта, а в другие — всю остальную. Параллельный импорт эту проблему снимет, считает депутат. При этом поставляемые товары не будут контрафактными, поскольку произведены по лицензии и с разрешения правообладателя.