Феотудэй

Для угонщиков предлагают поднять тюремные сроки

Покатался или украл

По данным МВД, в марте 2022 года число преступлений, совершенных и по статье 166 (угон), и по статье 158 (кража), превысило данные февраля на 18 процентов. А в апреле цифры подросли еще на 17 процентов. По сравнению с январскими показателями по обеим статьям возбудили на 26 процентов больше дел (924 в январе и 1880 в апреле). При этом традиционно преступления квалифицируют как угоны на 20-30 процентов чаще, чем кражи машин: с января по апрель 2022 года зарегистрировано 3712 угонов против 2383 хищений.Что криминал будет активнее лишать автовладельцев собственности, эксперты предупреждали еще в марте — стоимость запчастей из-за санкций растет, и авто будут похищать, чтобы потом разобрать и перепродавать отдельные агрегаты. Весенняя статистика МВД это подтвердила.На этом фоне депутаты петербургского Заксобрания решили реанимировать свою идею приравнять угон к краже. Для этого они предложили исключить из Уголовного кодекса статью 166. Об этом в беседе с «Парламентской газетой» сообщил депутат петербургского Заксобрания Павел Крупник. Это приведет к ужесточению наказания за угоны автомобилей, которые часто преподносятся как просто «желание покататься» в случаях, когда украденную машину еще не успели реализовать.Первая попытка у этого законопроекта оказалась неуспешной: петербургские парламентарии разработали его несколько лет назад и в мае 2018 года даже одобрили в первом чтении. Но, как пояснил автор документа депутат Денис Четырбок, в окончательном чтении постановление о направлении законопроекта в Госдуму принимать не стали, так как на инициативу было получено отрицательное заключение Совета законодателей.Но теперь, по словам Крупника, законопроект нужно реанимировать, и он намерен обсудить его с коллегами в ближайшие дни.

Когда появится электрический «Москвич»

Наказывать нужно строже

Один из инициаторов прошлого законопроекта, сенатор от Петербурга Андрей Кутепов ранее пояснял «Парламентской газете», что во времена, когда собственность была только социалистической и машины закрывали на ключ, а то и вовсе могли стоять открытыми, закон, разделяющий понятия «кража» и «угон», работал. «Но на данный момент, когда существует частная собственность и множество способов защитить автомобиль, злоумышленник, прежде чем сесть за руль, должен проделать ряд действий, направленных именно на завладение транспортным средством. Не важно, что потом он не сможет его реализовать. Он завладел самовольно чужой собственностью, и для потерпевшего имущество является похищенным», — подчеркнул парламентарий.Поэтому, по мнению Кутепова, необходимо добиться, чтобы угонять машины стало как минимум невыгодно.Действующий УК предусматривает до пяти лет лишения свободы за угон и до десяти — за кражу автомобиля. Но есть проблемы с доказательством, что это действительно похищение, а не «желание прокатиться», отметил первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. По его словам, есть случаи, когда таким образом преступники уходят от ответственности.«Кроме того, за кражу недорогой машины можно получить небольшой штраф или срок до двух лет, но, например, для многодетной семьи или пенсионера-дачника потеря и старенького авто — трагедия», — сказал «Парламентской газете» Федяев.Строже наказывать за угон — справедливо, согласился депутат, ведь цены на машины и запчасти к ним растут, а значит, растет и соблазн похитителей совершить такое преступление.Читайте также:

• Российские авто могут стать менее экологичными и безопасными

• На каких машинах будем ездить завтра

Хватит и действующего УК

В нынешней непростой экономической ситуации фактор угона среди автовладельцев становится одним из ключевых страхов, согласился член Комиссии Общественной палаты по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов.«Люди боятся, что автомобиль похитят, а потом придется доказывать, что машину действительно угнали. И если она попала в ДТП, здесь тоже придется доказывать, кто именно воспользовался транспортным средством», — уточнил он "Парламентской газете«.Но профессиональные угонщики сегодня понимают и то, что ответственность за угон меньше, чем за кражу, поэтому «пытаются подогнать свои действия под эту статью», сказал «Парламентской газете» зампредседателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.«Если злоумышленника ловят на сбыте, то, конечно, отвертеться не получается, но ведь и преступники тоже на месте не стоят и совершенствуют свои техники. Действуют, как правило, организованными группами: один вскрывает и заводит машину, потом уходит со своими инструментами, второй ее перегоняет, а третий продает. И если ловят перегонщика, то доказать факт хищения очень трудно», — отметил эксперт.Трудно будет доказать виновность автоворишки, и если исключить из УК статью об угоне. По мнению Холодова, серьезно помочь правоохранителям расследовать такие преступления и строже наказывать преступников помогло бы простое действие: установить ответственность по статье 166 ровно такую же, как и по статье 158.А вот вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что и так все хорошо: в России за 30 лет сформирована обширная юридическая практика, которая позволяет точно установить состав преступления и полновесно наказать виновного. Поэтому, считает он, сегодня нет необходимости менять УК.