В России решили отойти от европейских образовательных стандартов
Никто не против — все за
К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, считает глава Минобрнауки Валерий Фальков, комментарий которого 24 мая распространила пресс-служба ведомства."Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента«,- сказал министр.Ранее о целесообразности отказа от Болонской системы и возврату к «лучшей в мире отечественной образовательной модели» в интервью «Аргументам и фактам» сказал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.Аналогичную позицию высказали в Госдуме, спикер которой Вячеслав Володин призвал поставить вопрос на особый контроль и рассмотреть его в июне.«Если мы отменяем такую систему образования, то нам нужно поработать и над федеральным законом об образовании и над федеральными государственными стандартами», — добавил спикер.
Главная проблема Болонской системы — отсутствие равного и непрерывного, а значит, качественного образования, считает вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. По ее словам, ежегодно более 60 процентов выпускников бакалавриата становятся перед выбором: или учиться платно, или остаться с образованием бакалавра.
Восстановить порушенное
О необходимости вернуть специалитет по большинству направлений подготовки не раз говорили и сенаторы. Два месяца назад Комитет Совфеда по науке, образованию и культуре выступил с инициативой возвращения специалитета по направлениям, востребованным российской экономикой, напомнила его глава Лилия Гумерова. По ее словам, основные цели присоединения России к Болонской системе не были реализованы.«Наши дипломы так и не признаются. Более того, была разрушена уникальная система касательно специалитета, особенно нефтегазовое дело, медицина и целый ряд других направлений», — добавила сенатор.Как отметила Гумерова, предложение о возвращении специалитета созвучно с подготовленным Комитетом законопроектом и провозглашает поэтапный переход к новой системе образования. Сначала — по приоритетным направлениям, например, в горной отрасли и медицине, затем — по другим.
Обучение врачей и горняков предлагают исключить из Болонской системы
Будущим врачам — шесть лет
По Болонской системе обучение в вузе длится четыре года, а выпускник получает степень бакалавра. Далее при желании можно поступить в магистратуру и учиться еще, чтобы углубить полученные знания. Но и диплом бакалавра позволяет начать работать по специальности — формально это законченное высшее образование, однако претендовать на некоторые должности такой выпускник не сможет. Так, например, юрист-бакалавр не имеет перспектив стать судьей, а может только «перебирать бумажки в каком-нибудь департаменте», сказал ранее «Парламентской газете» сенатор Айрат Гибатдинов.Читайте также:
• Школьников и студентов ждет «Большая перемена»
В СССР во всех вузах обучали пять лет, это называлось специалитетом. В некоторых вузах он существует до сих пор: например, так учатся будущие оборонщики, специалисты горного дела, а обучение на врача и вовсе длится сначала шесть лет по специальности «Лечебное дело», затем два года — ординатура по выбранному направлению.Болонскую декларацию о создании единого европейского пространства высшего образования подписали в 1999 году, в 2003-м начали ее внедрять в России. Полностью на систему «бакалавриат — магистратура» наша страна перешла в 2011 году. Считалось, что это позволит признавать дипломы российских вузов на Западе, а выпускникам после бакалавриата поступать в магистратуру за границей. Но полноценного признания дипломов так и не произошло.