Парламентская газета
Почему из «Жигулей» спасти пассажира легче, чем из BMW
Изображения
Описание
Рисков станет меньше
Национальный стандарт, разработанный учеными из ВНИИ ГОЧС,
определяет общие требования к кодификации, маркировке и идентификации «карты спасения» всех транспортных средств, бегающих по российским дорогам. По мнению авторов новации, наличие такого документа в каждом автомобиле позволит спасателям и пожарным избежать возможных рисков при работе с аварийными ТС.В картах будут изображать схему автомобиля в разных проекциях, с помощью символов и знаков на ней отметят важную информацию, необходимую для спасателей. В частности, к таким сведениям относятся расположение мест усиления кузова, рекомендованные области его вскрытия и данные о расположении топливных баков.«Карту спасения» автомобилей в добровольном порядке будет разрабатывать производитель. Предполагается, что ее будут оформлять в виде электронного документа, размещенного в открытой информсистеме.«Карта спасения» дает максимальное представление об автомобиле. Это особенно актуально при ДТП, когда, получив полную информацию об авто, спасатели могут оперативнее оказать помощь пострадавшим и успеть это сделать в течение «золотого часа». При этом полученная информация позволяет проводить работы таким образом, чтобы обезопасить и самих спасателей«, — комментирует новый стандарт заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.До вступления ГОСТ в силу планируется разработать проекты нацстандартов в отношении непосредственно символов и знаков для составления «карты спасения», кода маркировки и кодификации идентификации транспортных средств, подчеркнул Мошков. По его словам, после на основе «карт спасения» будут разработаны карты по деблокировке пострадавших из аварийных автомобилей с учетом технических характеристик аварийно-спасательного инструмента.
Спасатели пока могут и без этого
К появлению
«карты спасения» ТС в среде экспертов относятся неоднозначно. С одной стороны, систематизация сведений для облегчения работ спасателей в условиях ЧС — это полезно, с другой — не всегда теория совпадает с практикой. Поэтому и возлагать большие надежды на утвержденный документ по части реального применения не стоит, считает Дмитрий Семенов, ветеран пожарной охраны, участвовавший во многих операциях по спасению людей из автомобилей.«Да, основные моменты можно описать… Но основные приемы работы с гидравликой даются при первоначальном обучении. А вот на практике — пока сами не поработаете, не прощупаете руками… никакая инструкция не поможет. Нужно отрабатывать на месте», — пояснил эксперт «Парламентской газете».
«Потому что модель автомобиля вроде и та же самая, а характеристики металла, из которого она изготовлена, значительно отличаются — в зависимости от страны-производителя. При этом следует понимать, что наш гидравлический инструмент имеет разную мощность», — добавил он.В качестве примера эксперт привел аварию возле Летнего сада в Санкт-Петербурге, случившуюся лет 15 назад.
«В BMW, произведенной в Германии, зажало трех человек. Мы, мягко говоря, замучились ее вскрывать. Металл очень прочный. Хотя точно такую же модель, но произведенную в другой стране, мы нашей гидравликой щелкали на раз», — уточнил Семенов.Осторожен в оценках значимости
«карты спасения» и зампредседателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. «Не думаю, что что-то принципиально поменяется в ближайшее время. Ведь спасатели в большей мере ориентируются в своей деятельности на фактическую ситуацию — где кого зажало, что нужно откусить и так далее. Будет ли у них в экстренной ситуации время ознакомиться с картами, изучить машину и прочее — не уверен», — поделился эксперт сомнениями с "Парламентской газетой«.В то же время Холодов не исключает, что практическая ценность «карт спасения» повысится с появлением в стране новых типов автомобилей, в том числе на водородной или электрической тяге, которые конструктивно серьезно будут отличаются от дизельных или бензиновых авто.Соответственно и спасательный регламент скорректируют с учетом особенностей средств передвижения: "Может быть, нужно будет сначала обесточить машину или еще что-то сделать другое. Поэтому под прицелом на будущее такой документ, думаю, будет полезен«.Тут уместно напомнить, что в мае российское Правительство упростило требования к сертификации легковушек, временно разрешив — до февраля 2023 года — выпускать автомобили без антиблокировочной системы торможения (ABS), подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности. Мера вынужденная из-за разрыва логистических цепочек поставок комплектующих, но она вовсе не означает, что сохранность автовладельцев от этого пострадает. Во-первых, отечественные машины и раньше обходились неплохо без этих опций. А во-вторых, если и случится ДТП, спасатели смогут ловчее справиться с его последствиями. По крайней мере, для этого и нужен новый ГОСТ по «картам спасения». Как это нововведение будет работать на практике — покажет время.