Африка — это не только слоны
Богатые, но бедные
В 50-60-е годы прошлого века африканские страны начали бурный процесс освобождения от колониализма. Тогда их борьбу за независимость мощно поддержал Советский Союз. Не удивительно, что на гербе целого ряда возникших тогда государств присутствует автомат Калашникова. Мозамбик и Зимбабве — как раз в числе таких стран. До сих пор некоторые улицы столицы Мозамбика Мапуту носят имена вождей коммунизма — Маркса, Ленина.Обе эти страны — в основном аграрные. И довольно бедные. Впрочем, нередкий для современного мира парадокс: их земля хранит несметные богатства, но 45 процентов взрослого населения Мозамбика — неграмотные. 46 процентов — живут за чертой бедности. 66 процентов не имеют доступа к электроэнергии, а 53 процента — к источникам питьевой воды.При этом в Мозамбике — колоссальные залежи природного газа: В 2011 году на шельфе разведали запасы в 5 триллионов кубических метров.Зимбабве тоже находится в состоянии затяжного финансово-экономического кризиса, в том числе, вследствие введенных в 2001 году «точечных» санкций со стороны стран ЕС, США, Канады и Австралии. По мнению местных экономистов, из-за этого Зимбабве лишилось свыше 140 миллиардов долларов США неполученных грантов, кредитов и снижения валютной выручки. При этом страна богата залежами полезных ископаемых. Здесь есть месторождения платины, золота, алмазов, хромитов, никеля, меди, железной руды, ванадия, лития, олова.
Развитие сотрудничества со странами Африки является одним из внешнеполитических приоритетов России, заявила журналистам спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко после встреч с руководством Мозамбика и Зимбабве. Она напомнила, что отношения нашей страны со странами Африки сложились еще в прошлом веке и всегда носили дружеский характер. Россия оказала огромную помощь в борьбе африканских стран за освобождение и против колониализма."Последнее десятилетие мы активно возвращаемся в Африку, возвращаемся как друзья. Мы приходим развивать взаимовыгодное сотрудничество, а не эксплуатировать Африку, как это делают многие другие государства, — сказала Матвиенко. — Есть абсолютно реальные сферы и направления, где мы обеспечим взаимовыгодное сотрудничество«.В зале заседаний сената Зимбабве, выдержанном в английском стиле, есть и местные особенности. На стенах — чучела леопарда и антилоп Куду. Две такие антилопы на гербе страны, стоящие на задних ногах, символизируют единство различных народов страны. А автомат Калашникова с мотыгой — переход от войны к миру.Здесь 2 июня Валентина Матвиенко и члены российской делегации встретились с председателем Сената республики Мейбл Чиномону, главой Национального собрания Джейкобом Муденду и парламентариями. Глава палаты регионов пригласила зимбабвийских коллег в самое ближайшее время посетить Россию, чтобы подготовить и подписать соглашение о сотрудничестве между Совфедом и Сенатом Зимбабве.С Ассамблеей Мозамбика такое соглашение было подписано накануне в Мапуту.«В нем отражены наши планы на будущее, расширение и развитие наших парламентских контактов», — сказала Валентина Матвиенко. По ее словам, межпарламентское сотрудничество должно создавать дополнительные условия для всестороннего гармоничного развития стран.По словам спикера Ассамблеи Мозамбика Эшперансы Биаш, отрадно сознавать, что двусторонние отношения развиваются не только в политической, но и в экономической области. Она откровенно сказала, что что российские компании могут быть активнее представлены в Мозамбике. Российская сторона намек поняла.Сейчас наша страна экспортирует в Мозамбик в основном продовольствие и сельскохозяйственное сырье, на втором месте — продукция химической промышленности и каучук, в гораздо меньшем объеме — минеральные продукты, машины и оборудование. Импортируем мы оттуда главным образом табачное сырье, руды и титановые концентраты.Но теперь есть и новые возможности: Валентина Матвиенко заметила, что не только крупные, но и средние и малые предприятия имеют хорошие шансы поучаствовать в экономических связях.«Речь идет о проектах в сфере топливно-энергетического комплекса, производстве сжиженного природного газа, горнорудной промышленности, о планах по организации поставок оборудования и техники, продукции российского автопрома», — перечислила Матвиенко. Новые горизонты открывает наращивание сотрудничества стран в сельском хозяйстве и рыболовном промысле.
В Зимбабве тоже есть российский бизнес, он участвует в нескольких местных проектах, чем местные очень довольны. А власти хотели бы привлечь и новые компании из России. Одно из перспективных направлений — увеличение поставок продовольствия, удобрений. «Россия к этому готова», — отреагировала Валентина Матвиенко.А самыми взаимовыгодными стороны назвали проекты, связанные с геологоразведкой и разработкой месторождений — об этом говорили на четвертом заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Зимбабве, прошедшем 1 июня.
Кстати, уже сейчас, по данным Союза экспортеров зерна России, экспорт пшеницы в Зимбабве составляет 11,9 тысячи тонн в год. А Мозамбик и вовсе находится на 16 месте в списке африканских стран южнее Сахары, с которыми у России самый большой товарооборот. И хотя в прошлом году торговля по объективным причинам чуть ослабла — по данным ФТС, на 9,4 процента по сравнению с 2020 годом, — тем не менее, товарооборот составил 109,3 миллиона долларов США. И есть куда стремится еще. Только в январе-феврале 2022 года российско-мозамбикский товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился в 2,5 раза с 8,5 миллиона до 21,1 миллиона долларов.
Мягкая сила русской азбуки
СССР и Россия до 1992 года подготовили десятки тысяч специалистов из Африки. В 90-е и начале 2000-х годов число африканских студентов по понятным причинам снизилось. Теперь — наверстываем упущенное.«Со времен Советского Союза мы очень сильно продвинулись в плане гуманитарного сотрудничества в странах Африки, — сказал «Парламентской газете» заместитель председателя палаты регионов Константин Косачев. — Огромное число выходцев с континента тогда прошли через систему образования и в нашей стране, и в вузах бывшего социалистического лагеря. Это люди, которые хорошо помнят свое прошлое, которое было для нас общим, и они готовы нести эту память дальше в будущее«.По словам сенатора, обучение студентов из Африки — это важнейший инструмент нашей гуманитарной политики, нашей «мягкой силы»: "Отрадно осознавать, что Российское государство сейчас этому направлению с зарубежными странами уделяет повышенное внимание. Позиция Совета Федерации имела непосредственное отношение к решению Правительства увеличить в два раза на этот и следующий год количество иностранных студентов, которые приглашаются в Россию для обучения на бюджетных местах. Совершенно очевидно, что существенная доля из этих мест будет выделена странам Африки".Сегодня в Москве и других городах нашей страны грызут гранит науки 488 зимбабвийцев и 153 мозамбикца, причем большинство за счет российского бюджета, остальные — на договорной основе. Квоты на следующий учебный год увеличены для Зимбабве на 80, а для Мозамбика — на 35 мест.2 июня в Хараре в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Сената Республики Зимбабве Мейбл Чиномоны был подписан меморандум о взаимопонимании между Минобрнауки России и Министерством высшего образования Зимбабве. Проект аналогичного документа практически согласован и с Мозамбиком. Ожидается, что подписание меморандумов о взаимопонимании поможет африканцам быстрее получить заветные российские дипломы.
Африканцы хорошо помнят, как учились в российских городах. Многие скучают об этом отрезке своей жизни. Мы познакомились в Мапуту с Жеремияшем Моиане. Он учился журналистике в Ростове-на Дону, окончил вуз в 2010 году и уже более 10 лет преподает журналистику. Еще до поступления читал Достоевского, Пушкина.«Если вы помните, многие военные, учителя, врачи учились у вас, — сказал он «Парламентской газете». — Сейчас, в связи с тем, что разведаны новые месторождения нефти, газа, нам необходимы технологии, знания, и Россия может нам в этом помочь«.По его словам, самое интересное в России — это русское мышление. «Есть у вас такая поговорка: „Умом Россию не понять“. Так вот, самое трудное — научиться думать на русском и как русский. Для этого, конечно, необходимо получать образование у вас в стране», — сказал Моиане. Кстати, многие его студенты мечтают учиться российской журналистике.И Зимбабве, и Мозамбик — аграрные страны, и здесь остро не хватает специалистов в сельском хозяйстве. Российская сторона планирует вынести на обсуждение в Зимбабве возможность изучения программ почвоведения на почвенном факультете. Также зимбабвийцам хотят предложить изучать возделывание сельскохозяйственных культур в Российском государственном университете имени А.Н. Косыгина.Заместитель министра науки и высшего образования Наталья Бочарова рассказала «Парламентской газете», что увеличение квот на обучение в России — не единственная мера, которая поможет повысить привлекательность нашего образования. Ведь средства из российского бюджета выделяются только на обучение африканцев. Но ведь и перелет в нашу страну стоит существенных денег.«Поэтому сейчас Минобрнауки, Минэкономразвития предпринимают определенные шаги, чтобы талантливой молодежи из Мозамбика и Зимбабве Россия могла предоставлять гранты, с помощью которых можно было бы покрывать и иные расходы, связанные с получением образования», — сказала Бочарова.А еще африканцы могут изучать русский язык уже сейчас — через интернет-портал «Образование на русском», который курирует Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. На этом ресурсе для школьников, студентов и взрослых регулярно проводятся конкурсы и олимпиады по русскому языку и литературе.