Елена Ямпольская: Законопроект о запрете англицизмов в рекламе должен быть рассмотрен до конца весенней сессии
Изображения
Описание
• Чем «выставочный зал» хуже «шоурума», а «время» — «тайминга»?
— И какая предусматривается мера наказания?- Суммы штрафов, которые мною предлагаются, небольшие. Но здесь важен сам факт наступления ответственности. За нарушение в первый раз на должностных лиц наложат штраф от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение предлагаю сумму штрафа увеличить. Но, разумеется, в процессе доработки законопроекта эта норма может быть изменена.- А что с отличительными обозначениями продукции? Коснется ли законопроект товарных знаков?- Эти правила не распространяются на фирменные наименования и товарные знаки. Если у тебя трейд-марк, нет вопросов, как писал его на латинице, так и пишешь. А вот неохраняемые элементы товарного знака должны быть написаны по-русски. Ключевые нормы законопроекта — конкретизация запрета на использование в информации, предназначенной для потребителей, иностранных слов и выражений, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке. Именно следствием данного правового пробела является то, что рекламные щиты, вывески, названия магазинов в российских городах бессмысленно пестрят словами OPEN, SALE, COFFEE и т.д.Необходим системный подход к решению проблемы. И, в частности, предлагаю уточнить критерии идентичности текстов на иностранном языке и на русском языке. Что такое «должны быть идентичны»? Давайте пропишем нормой прямого действия, что в двуязычных надписях текст на русском языке должен иметь тот же размер, цвет, тип шрифта, а также порядок размещения.- Не планируется ли расширение законопроекта на другие отрасли, помимо рекламы?- При работе над законопроектом я руководствовалась логикой «давайте хоть с чего-нибудь начнем». Вывески, реклама — это очень важная вещь. Они окружают нас каждый день, с утра до вечера, все это бросается в глаза и застревает в подсознании. Все, что мы видим вокруг, должно свидетельствовать: мы живем в России, у нас свой язык, своя культура и никаких комплексов неполноценности.Наша речь в последнее время исковеркана употреблением англицизмов, которые не ассимилированы русским языком. Что делать с этим — следующий вопрос. Конечно же, не надо переименовать галоши в мокроступы. Если отказаться от всех слов, у которых есть иноземный корень, мы просто потеряем половину языка, это невозможно. Как и не идет речи о запрете преподавания иностранных языков. Но и свой родной язык давайте любить и уважать.- Есть ли противники законопроекта?- Против этой идеи активно выступают различные коммерческие структуры, которые озабочены тем, что нужно менять вывески, а это дело дорогое. Как говорится, «почему вы начинаете с нашей парикмахерской?» Точнее — с нашего барбершопа… Полагаю, что часть норм законопроекта должна иметь отложенное действие. Пусть у малого и среднего бизнеса будет достаточно времени, чтобы спокойно провести перерегистрацию и переоформление. Но, согласитесь, табличку Open на дверях можно поменять уже наутро.- А если условная фирма только открывается после принятия инициативы, владельцев обяжут следовать новым правилам?- Естественно те, кто открывает бизнес, будут руководствоваться новым законодательством и не злоупотреблять латиницей без повода. Понимаете, ни одна законодательная инициатива не может нравиться всем. Но бывают времена, когда что-то становится важнее. Сейчас мы находимся на том переломном историческом этапе, когда необходимо формирование национально ориентированной среды.Надо дать возможность людям, особенно нашим детям, жить в окружении родного языка, родных образов и звуков, героев и символов. Задача эта трудная, всеобъемлющая, и данный законопроект — лишь шаг на долгом пути.