Феотудэй

Фальков назвал пять принципов национальной системы высшего образования

«Минусы» Болонской системы очевидны

Современную систему высшего образования России формировали в конце 90-х — начале 2000-х годов, и делали это, исходя из других вызовов, в других экономических и геополитических реалиях, напомнил депутатам Валерий Фальков. «Тогда мы имели принципиально иную экономику и рынок труда», — пояснил он.В Болонской системе есть ряд плюсов — к примеру, академическая мобильность студентов и преподавателей, возможность выстраивать уникальные образовательные траектории. Это — те достижения, которые в министерстве готовы и дальше поддерживать и развивать.Однако к части новшеств появились вопросы. Так, по ряду направлений четырехлетний срок обучения бакалавров оказался недостаточным, и некоторые ведущие университеты по собственной инициативе перешли на пятилетние программы подготовки. Например, Высшая школа экономики так готовит студентов по востоковедению, градостроительству, истории и юриспруденции. В педагогическом образовании возник пятилетний бакалавриат с двумя профилями, позволяющий готовить студентов по двум смежным направлениям, например, математика и информатика, русский язык и литература.«Получается, что изначально мы ушли от традиционного специалитета к четырем годам бакалавриата, но со временем, по сути, вернулись обратно», — пояснил Фальков. Некоторые работодатели вообще не признали уровень бакалавриата достаточным для полноценной карьеры. Так, в правоохранительных органах для замещения ключевых должностей необходимо наличие двух дипломов — одновременно бакалавра и магистра. При этом оба диплома должны быть только по одному направлению подготовки — по юриспруденции.«То есть мы учим шесть лет, хотя способны подготовить квалифицированного юриста за пять лет», — уточнил Фальков. А идея быстрого межпрофильного трека — бакалавриат по одному направлению подготовки, магистратура по другому направлению — которая изначально казалась привлекательной, была обесценена: качественно подготовить специалиста без базового профильного образования за два года оказалось невозможным.

Как будет выстраиваться высшая школы

С ключевыми принципами, на которых будут выстраивать новую национальную систему высшего образования, в министерстве уже определились. Первый из них — достижение национальных целей. Сегодня это технологический суверенитет.Во-вторых, в Минобрнауки будут расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован. В ведомстве планируют развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научные и образовательные проекты с зарубежными коллегами.Еще один принцип — правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. «Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, кто способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженеров или менеджеров. А нам нужны творцы!» — подчеркнул министр.Принцип четвертый — это гибкость. То есть у каждого студента будет возможность оперативно изменить свой маршрут в соответствии с собственными запросами и ожиданиями рынка труда«.Пятый принцип — практичность: проектная деятельность студентов будет обязательной частью образовательных программ. При этом российским студентам не стоит бояться, что с выходом из Болонской системы их дипломы перестанут признавать. «У нас есть 43 соглашения — именно на их основе принимаются решения. Нет ни одного пока случая, где бы мы сделали шаг назад», — пояснил Фальков.Читайте также:

• В какой вуз возьмут с низкими баллами ЕГЭ

• Золотую медаль и красный диплом заменит запись на Госуслугах

Антироссийская пропаганда в вузах недопустима

Важную роль в национальной системе высшего образование будет играть и воспитание молодежи. Университеты, по словам Фалькова, должны формировать у студентов уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов. К тому же, что происходит в некоторых вузах сейчас, у депутатов уже появились вопросы. Так, лидер фракции «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов рассказал, что в одном из ведущих вузов страны на факультете журналистики критикуют тех, кто поддерживает спецоперацию, и в качестве примеров фейков приводят слайды с материалами официальных государственных СМИ.Преподаватели вузов, занимающиеся подобной деятельностью, должны уйти, уверен председатель Госдумы Вячеслав Володин. По словам спикера, недопустимо, когда люди, занимая государственные должности, начинают использовать свое рабочее место для пропаганды в интересах других государств. Вячеслав Володин напомнил, что вина за происходящее лежит на США и европейских государствах, «которые захотели завладеть миром», и это наносит ущерб безопасности нашего государства. Сегодня российские солдаты и офицеры защищают нашу Родину, спасают соотечественников и они должны понимать: за ними страна, за ними народ.Спикер уверен, что при всей толерантности необходимо осознавать свою ответственность.«Пусть также уйдут деканы, заведующие кафедр. Но в первую очередь уйдут те, кто своими разговорами предательски всаживают нож в спину своей Отчизне», — заявил он.

Еще одно предложение Вячеслава Володина — пересмотреть систему повышения квалификации и аттестации специалистов, в том числе медиков. Этим, по его мнению, должны заниматься ведущие вузы страны, а не небольшие частные конторы, как это происходит сегодня. В некоторых из этих контор ничего нет, кроме печати и они демпингуют фактически на качестве нашего образования, пояснил он.«Может быть, после этого разговора у нас ситуация поменяется и мы дождемся от Правительства законопроекта в этой части, потому что он многие вопросы снимет», — надеется председатель Госдумы.Не обошли стороной парламентарии и вопросы дистанционного обучения. «Диванное» образование в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к негативным последствиям, и об этом надо прямо говорить, подчеркнул Вячеслав Володин.С этой позицией согласился глава Минобрнауки Валерий Фальков.«Практическая, проектная деятельность — ее, как ни пытайся, не организуешь удаленно. Это и было самым сложным, когда инженер не мог прийти во время ковида на соответствующий полигон и нормально, руками поработать», — признал министр.Разделяет такую точку зрения и президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. «Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, — это наше будущее. И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят», — отметил он.