Регионам расширили выбор «мусорных» операторов
Все бросил и ушел
Новый закон дополнительно подстраховал регионы на случай, если местный оператор, отвечающий за цепочку обращения с мусором, обанкротится и уйдет с рынка либо его лишат статуса, например, за вывоз отходов в неположенные места, либо если конкурс вообще не состоится. Как пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Минприроды, конкурс признают несостоявшимся, если не заявится ни одна компания, будет подана лишь одна заявка или всем претендентам откажут в допуске к участию.Раньше в такой ситуации регионы могли заключить временное соглашение только с другим регоператором из того же или соседнего субъекта, а в случае отказа — с госпредприятием, у которого есть лицензия на работу с мусором. Но подходящих предприятий может и не быть. Так что властям дали больше вариантов: теперь они смогут, не проводя конкурса, заключить соглашение сроком на год с любым регоператором независимо от того, в каком субъекте он работает. А до 1 января 2025 года в отсутствие желающих поучаствовать в конкурсе на регоператора можно будет временно нанять компанию, которая уже занимается отходами в регионе.«Это могут быть владельцы полигонов, сортировок, перевозчики», — пояснил зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган («Единая Россия») на заседании комитета в июне. Если же и они не захотят работать, регионы будут иметь право заключить годовой контракт с любой организацией, зарегистрированной на территории субъекта, если у нее есть соответствующая лицензия и она не находится в стадии ликвидации или банкротства.Изначально этим законопроект и ограничивался. Но депутатов это не устроило. Ведь, по словам Когана, если не найти и не устранить причины, из-за которых никто не вышел на конкурс, через год ситуация повторится. Поэтому парламентарии внесли в закон поправку, по которой региональные власти, заключив временное соглашение, должны будут проанализировать ситуацию и разработать план мероприятий, чтобы избежать прошлых ошибок.
Разбираться со свалками не спешили
Остается и вопрос старых свалок, на которые нет предусмотренной законом документации, но куда продолжают везти мусор. Сейчас действует отсрочка до 1 января 2023 года, по которой можно использовать такие полигоны, введенные в эксплуатацию до 2019 года. За оставшиеся полгода регионам надо успеть ввести в строй объекты на замену старым свалкам, чтобы было куда свозить отходы.Возможностью продолжать возить мусор на полигоны без документов о включении в перечень мест размещения ТКО воспользовались 26 регионов, рассказали в пресс-службе Минприроды. Это 76 свалок. По количеству это не так много: в России сейчас около тысячи лицензированных объектов размещения отходов, включенных в госреестр, рассказали в Минприроды. Но объемы мусора немалые — ежегодно на полигонах без документации размещают по шесть миллионов тонн, что составляет 10 процентов объема мусора, образующегося в стране за год, сказал на заседании экологического Комитета Госдумы 6 июля директор департамента госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами Минприроды Андрей Федотовский.Некоторые регионы не смогли ввести в эксплуатацию лицензированные объекты в установленный законом срок, отметили в министерстве. И скорее всего, уже не успеют. Особо сложная ситуация в восьми регионах, в которых находится 51 из 76 объектов размещения ТКО без документации — это Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская, Тверская, Сахалинская области, Краснодарский и Приморский края, Башкирия и Крым, сообщили в пресс-службе.По словам Федотовского, если запретить им использовать старые свалки уже с начала следующего года, перенаправить мусорные потоки будет некуда.«Может наступить некий коллапс. Новых объектов нет, и эти будут уже нелегальны», — сказал он. Даже если найдут, куда вывозить отходы, это повлечет «значительный рост платы населения за счет перераспределения логистических потоков», считает представитель Минприроды. Другими словами, мусоровозам придется ездить намного дальше, а это бензин, амортизация, время — и расходы вырастут. Поэтому местные власти попросили министерство продлить существующее послабление, и ведомство готово его пролонгировать до 1 января 2025 года.Однако депутаты потребовали от Минприроды не ссылаться на рост тарифов. Дело в том, что плата населения за коммунальные услуги в любом случае ограничена предельными индексами роста тарифов ЖКХ, которые каждый год устанавливает Правительство. Председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин («Единая Россия») специально позвонил в ФАС, чтобы уточнить, можно ли повышать тарифы выше инфляции. «Это невозможно ни при каких обстоятельствах», — подчеркнул он.Так что такой аргумент депутаты не приняли. Тем более что на создание новых мощностей на замену старым полигонам было дано время.«Почему одни субъекты взялись и потащили реформу, а другие решили, а давайте посмотрим, что будет, когда придет срок исполнения?» — возмутился Кобылкин. По его словам, нельзя просто переносить сроки под шумок, нужно разобрать каждый случай отдельно. А если возникли объективные трудности, Минприроды необходимо проработать их вместе с регионами. Иначе есть риск неисполнения поручений президента о регулировании обращения с отходами.
Изначально не все стремились успеть вовремя, добавил Александр Коган. По его словам, для 30 из 76 запланированных объектов в документах указали срок окончания строительства только в 2024–2025 годах. Из некоторых субъектов сообщали, что раньше закончить работы нереально.По мнению первого зампреда комитета Владимира Бурматова («Единая Россия»), проблема в том, что в регионах не всегда заинтересованы в том, чтобы закрыть и рекультивировать старые полигоны. Если изначально там выбрали регоператоров, близких к местному руководству, то им просто не хотят создавать сложности, считает депутат. «Везут мусор на привычные полигоны, хотя их возможности были исчерпаны несколько лет назад. Это уже не полигоны, а черт знает что. Счетная палата об этом говорила, и Генпрокуратура», — сказал он "Парламентской газете".При этом роль Минприроды сводится к тому, чтобы финансировать рекультивацию свалок, а оно не должно быть кассиром, его задача — определять политику в сфере обращения с отходами и стимулировать губернаторов создавать полноценную систему с раздельным сбором и переработкой мусора, считает Бурматов."Мы предлагаем все детально разобрать, доработать и оказать содействие. — отметил Кобылкин, — На то, что отсутствует контроль со стороны федерального министерства, мы не можем не обратить внимание. Предлагаем Минприроды совместно с регионами составить дорожную карту строительства объектов с конкретными сроками«.В пресс-службе министерства сообщили, что планируется подготовить вместе с регионами, в которых сложилась сложная ситуация, и Российским экологическим оператором планы мероприятий, которые «позволят решить вопрос с объектами размещения ТКО без документации до 1 января 2025 года». При этом, по словам Федотовского, к регионам предъявили дополнительные требования. Включая старые полигоны в перечень временно разрешенных к использованию, надо определить четкие сроки, в которые проведут рекультивацию свалок, источники финансирования работ и планы строительства новых объектов для размещения мусора.На последнем в весенней сессии заседании Комитета депутаты договорились вернуться к этому вопросу осенью, чтобы решить возникшие проблемы, пока срок жизни старых свалок еще не истек.