Российская система бронирования авиабилетов должна заработать через три месяца
Куда уходят персональные данные?
Вопрос о переходе российских авиакомпаний на российские же системы бронирования авиабилетов в последние несколько месяцев встал особенно остро. До этого гиганты индустрии пользовались преимущественно зарубежными сервисами — в основном американскими Sabre и Navitaire. Понятно, что в связи с последними событиями добровольно и регулярно передавать компаниям, базирующимся на территории «идеологического противника», персональные данные десятков тысяч россиян — это, мягко говоря, не комильфо.Собственно, по тем же соображениям национальную систему бронирования — «АИС ОВП» — и планируется сделать максимально независимой от иностранного влияния."Речь идет о защите системы от возможных санкций со стороны недружественных государств и безопасности персональных данных россиян, бронирующих билеты на внутренние рейсы, — говорится в постановлении, которое подписал Михаил Мишустин. — Решение позволит избежать сбоев в бронировании билетов, которые могут возникнуть, если собственники зарубежных информационных систем введут ограничения на их использование«.Впрочем, сказать легко — а вот получится ли сделать? Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты в области цифровых разработок оказались единодушны: получится. Вопрос лишь во времени.«Логистическое программирование — а в данном случае речь идет именно о нем — это не бином Ньютона и не нейронные сети, — заключил генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», специалист в области информационных технологий Игорь Ашманов. — Позволю напомнить, что система «Сирена-1», которая использовалась для резервирования авиабилетов в СССР, вообще была разработана в начале семидесятых. Да, тут много программирования, много высоконагрузочных систем и прочего, но, чтобы перевести все это на отечественные рельсы, не нужно совершать никакого научно-технического прорыва. Это просто планомерная работа — сложная, но выполнимая«.Единственное, по словам Игоря Ашманова, времени, заложенного Правительством на все эти процедуры, может оказаться недостаточно. Согласно постановлению, подписанному Михаилом Мишустиным, на все про все отводится чуть меньше трех месяцев — полноценно заработать обновленная система должна уже с 30 октября 2022 года.«Этого может быть маловато, — отметил эксперт. — С другой стороны, пока, насколько я понимаю, нет никакой конкретики в том, как именно будет вестись работа. Возможно, ее организуют поэтапно — поменяют сначала сервисную операционную систему, потом клиентскую и так далее. В совокупности, по моим прикидкам, все должно занять от шести до девяти месяцев».
Авиастроителям просят дать отсрочку от армии
Погружение в импортозамещение
В свою очередь, руководитель направления сетевой безопасности крупной российской компании, специализирующейся на разработке решений в сфере информационной безопасности, Денис Батранков в разговоре с «Парламентской газетой» указал на то, что основным фактором, на котором нужно основывать прогнозы, является «глубина» грядущего импортозамещения."Простой вопрос — на чем мы будем разрабатывать отечественный софт? — отметил эксперт. — А разрабатывать его мы будем на иностранном программном обеспечении и иностранных же библиотеках (библиотека — специальный сборник подпрограмм или объектов, которые используются для разработки программного обеспечения. — Прим. ред.). Потому что своих у нас нет, а создавать их с нуля — прямо скажем, такое себе удовольствие. А между тем библиотеки тоже могут быть небезопасны и содержать в себе уязвимости, оставленные разработчиками случайно или намеренно«.Читайте также:
• Авиаторы просят денег — либо от государства, либо от пассажиров
То же самое, констатировал Денис Батранков, касается и «железа», причем как внутреннего, так и периферийного.«О полноценном импортозамещении и стопроцентном переходе на отечественный продукт, полностью свободный от какого-либо влияния извне, можно будет говорить лишь тогда, когда у нас появятся свои видеокарты, свои не уступающие западным аналогам процессоры, свои принтеры наконец, — рассуждает эксперт. — В принципе, даже на текущем этапе развития инженерной и IT-отраслей в России все это возможно и реализуемо. Другое дело, что займет это, по моей оценке, лет пятнадцать, не меньше».