Феотудэй

Борьбу с хакерами предлагают отдать на аутсорсинг

Пятый антимонопольный пакет

В июле Правительство внесло в Госдуму пятый антимонопольный пакет законопроектов, которые направлены на пресечение злоупотреблений цифровыми платформами. В частности, они распространяют запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки и их выручка за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей.Также документы устанавливают новое условие контроля за сделками экономической концентрации на цифровых рынках: если цена сделки превышает 7 миллиардов рублей — она должна быть согласована с ФАС.Помимо этого, вносятся изменения в КоАП РФ — теперь применение цифровых алгоритмов в картельных соглашениях будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении административной ответственности. Также законопроект предлагает усилить административную ответственность за повторное неисполнение предписания антимонопольного органа.В кабмине уверены, что принятие пятого антимонопольного пакета повысит эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных рынков и обеспечит защиту потребителей от злоупотреблений рыночной властью со стороны цифровых монополий.Читайте также:

• Социальному рейтингу — нет, интернет-забвению — да

Этого в законопроектах нет

Несмотря на то что над законопроектом ФАС и экспертное сообщество работали последние четыре с половиной года, в документе отражены не все важные моменты, считает зампред Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия»). По ее словам, сейчас через антимонопольное регулирование важно создавать дополнительные условия для развития бизнеса в IT-сфере, для поддержки молодых ученых и разработчиков программного обеспечения (ПО).На парламентских слушаниях депутат заявила, что в качестве отдельной стратегической задачи сейчас стоит вопрос защиты стартапов производителей программных продуктов, это очень важно для страны. Она также напомнила, что санкции недружественных стран направлены на подрыв экономической безопасности России, дискриминацию граждан и российского бизнеса.«Нам нельзя об этом не помнить. И создавая условия для развития цифровых технологий, мы, безусловно, должны создавать дополнительные меры поддержки и защиты отечественных производителей и отечественных поставщиков», — подчеркнула Яровая.Помимо этого, Яровая выступила за необходимость защитить малый и средний бизнес от любых форм дискриминации в рамках антимонопольного регулирования. «Во взаимодействии с классическими торговыми сетями нам в свое время удалось защитить интересы малого и среднего бизнеса, защитить их от всех форм дискриминации и понуждения», — отметила депутат.

Теперь, по ее мнению, нужно сделать так, чтобы представители малого и среднего бизнеса, которые выходят на площадки тех же маркетплейсов, были защищены от любой формы дискриминации. «Пока в законе такой защиты мы не видим. Это требует специального отдельного анализа и разработки комплексных предложений», — заключила Яровая.

Единая цифровая защита

Цифровые инструменты стремительно и активно вторгаются в нашу жизнь, а вместе с ними возрастает числом и количество кибератак, в том числе на финансовые организации, напомнил Анатолий Аксаков. Поэтому сегодня увеличиваются и требования к информационной защите банков.И если крупные кредитные организации вполне справляются с задачей, то малые и средние нуждаются в поддержке, так как усиление цифровой безопасности выливается в довольно серьезные финансовые издержки, для многих просто неподъемные. И тут либо финансовые институты должны сливаться, либо уходить с рынка. Чтобы не пострадала конкурентность рынка финуслуг, а значит, не ухудшились условия обслуживания простых россиян, депутат предложил создать хотя бы одну на первом этапе аутсорсинговую организацию при участии ЦБ, которая бы обеспечивала цифровую защищенность финансовых институтов.Такой процесс необходимо простимулировать, отметил депутат, но в то же время следует иметь в виду, что не все банки сегодня готовы встать в очередь за услугой и начать платить абонентскую плату вместо того, чтобы создавать собственных дорогостоящих киберстражей.Жизнь показала, что привязанность банков к своим платформам и технологиям, а с другой стороны — опасения, что какая-то часть информации уйдет на сторону, делают их нерешительными в этом вопросе. Поэтому Аксаков предлагает стимулировать создание общих платформ не только экономически, но и иными способами, позволяющими защитить финансовые институты, «чтобы они продолжали активную работу, создавая конкурентные условия».

Сервисы-нарушители

Впрочем, бороться нужно не только с хакерами, нарушений хватает и в регулируемой цифровой зоне, напомнил замглавы ФАС Сергей Пузыревский. Все больше антимонопольных расследований, по его словам, касается цифровых сервисов.«Это и дело в отношении Booking, который навязывал паритет цен при заказе гостиниц, это и дело в отношении Apple — о препятствовании производителям программ, в частности, обеспечения родительского контроля выходу на рынок. Также это проблемы с оплатой услуг, которые могут быть сделаны только через сервисы Apple... Эти расследования продолжаются», — рассказал Пузыревский.Также он напомнил об одном из недавних дел в отношении Google, когда без каких-либо правил компания блокировала аккаунты и без предупреждения закрывала на YouTube те или иные публикации, что ставило в разные условия разные хозяйствующие субъекты. Кроме того, было инициировано большое расследование в отношении «Яндекса», который продвигал свои сервисы к поисковой выдаче, по мнению заявителей, в несколько приоритетном порядке по сравнению с конкурентами, что создавало неравные условия.

Чем опасны Google и Facebook*

Изменение динамики антимонопольных нарушений стало в том числе основанием для разработки Правительством пятого цифрового антимонопольного пакета, напомнил Пузыревский. По его словам, в 2021 году объем рынка электронной коммерции составил в России 4,1 триллиона рублей. И динамика, с которой это развивается, идет по наступательной, все больше и больше, отметил замглавы ФАС. Этому способствует колоссальный прирост числа активных пользователей Интернета. Сегодня их количество составляет почти 85 процентов населения, или 124 миллиона человек.