Андрей Клишас: Повальные «облавы» полиции на призывников незаконны
Изображения
Описание
Что говорит закон?
Новости об
«облавах» сначала появились в эту пятницу в соцсетях, а потом уже перекочевали в СМИ. Так, издание «Фонтанка.ру» рассказала о ситуации в нескольких петербургских ЖК, где люди в форме перекрыли выходы из парадных (а кое-где, судя по фотографиям, еще и организовали дежурство под окнами первых этажей). Немногим позже в telegram-каналах стали появляться видео, снятые у станции московского метро «Щелковская», где сотрудники при погонах останавливают поднимающихся из подземки мужчин, опрашивают их и вручают повестки. По словам очевидцев, аналогичные «мероприятия» проходили также у станций «Бибирево», «Алтуфьево», «Новокосино», Алексеевская" и так далее.На странный «перфоманс» уже обратили внимание законодатели. Так, сенатор Андрей Клишас написал в своем Telegram-канале, что подобные способы раздачи повесток — в формате массовых «облав» — незаконны.«В целом, вся работа с гражданами, предусмотренная ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является адресной, — констатировал сенатор. — Военные комиссары вызывают конкретного призывника (или лицо, подлежащее мобилизации), повестки вручаются конкретному лицу, материалы в правоохранительные органы передаются в отношении конкретного уклониста. У военкомов нет прав действовать в отношении неопределенного круга лиц. Сотрудники полиции имеют право доставить в военкомат только конкретного призывника (или лицо, подлежащее мобилизации), на которого есть письменный запрос из военкомата. Эта процедура предусмотрена статьей 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и соответствующей Инструкцией (утверждена Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007).«.Порядок уведомления гражданина о том, что ему надо явиться на военную службу, в России регламентирован федеральным законом № 53 «О воинской обязанности и военной службе». В статье 31 четко указано, что у военкомата есть лишь два пути:
— вручить повестку призывнику (или, как в нашем случае, резервисту) лично и под роспись;- передать повестку по месту работы или учебы должностному лицу, ответственному за военно-учетную работу.
Кроме того, все та же статья 31 допускает обращение военкоматов в полицию. Но только при одном условии — если призывника или резервиста невозможно отыскать.
«В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата», — говорится в законе.Органы внутренних дел подключаются к вопросам призыва на военную службу только в случае поступления из военкомата письменного запроса о доставлении конкретного лица, либо при розыске уклонистов (подозреваемых или обвиняемых по соответствующему уголовному делу).
Куда пожаловаться на незаконную мобилизацию
Либо сами, либо никто
Таким образом никому, кроме полиции — ни ГИБДД, ни администрациям, ни каким бы то ни было еще службам — военкоматы свои обязанности по вручению повесток делегировать не могут, это незаконно. Сенатор Андрей Клишас, к слову, добавляет к этому пункту еще одно важное уточнение: что призывник, что резервист должны соответствовать критериям, на основании которых их планируется призвать на службу. В случае с частичной мобилизацией основные эти критерии четко прописаны в соответствующем федеральном законе № 31
«О мобилизационной подготовке». А дополнительные не раз проговаривались чиновниками самых разных уровней: наличие опыта армейской службы и боевого опыта, необходимая военно-учетная специальность и так далее."Работник военного комиссариата может вручить повестку только заранее известному призывнику (или лицу, подлежащему мобилизации), который подходит под критерии призыва или мобилизации (и это соответствие проверено военкомом заранее), — пояснил сенатор. — Нельзя всех без разбора хватать на улице, а потом в военкомате разбираться, отвечает ли гражданин критериям мобилизации. И уж тем более недопустимо разбираться после отправки гражданина на сборный пункт«.К разбирательствам с
«облавами» уже подключилась и Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.«К нам обращаются люди в связи с некорректно проводимыми призывными мероприятиями, — цитирует Москалькову ТАСС. — Это обижает людей, мы презюмируем добропорядочность наших людей, большинство готово выполнить свой долг, конечно, их обижает, когда к ним приходят ночью с повесткой. Такие обращения у нас были, и неоднократно».