Самозанятым предложили назначить омбудсмена
Незаслуженно забыли
В России, по данным Федеральной налоговой службы, 5,3 миллиона самозанятых — людей, которые решили вести бизнес, не регистрируясь в качестве предпринимателей, а просто уплачивая налог на профессиональный доход. Для этого достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и платить 4 процента с доходов, поступивших от физических лиц и 6 процентов — от компаний и ИП. Сделать это могут бизнесмены, которые зарабатывают не больше 2,4 миллиона рублей в год, не нанимают сотрудников и не торгуют подакцизными товарами.Но все же, несмотря на упрощенный режим, самозанятые ведут дела на свой страх и риск и могут столкнуться практически с теми же проблемами, что и другие предприниматели, сказала Наталья Костенко «Парламентской газете». «Когда создавали новый налоговый режим, об этом забыли», — посетовала депутат. По ее словам, сложности могут возникнуть, например, при взаимодействии с налоговой службой, участии в конкурсах, оформлении аренды. Самозанятые могут столкнуться и с судебными тяжбами, нечестной конкуренцией, недопониманием законодательных механизмов, в том числе со стороны органов власти на местах, добавила Костенко.Поэтому она предложила распространить на плательщиков налога на профессиональный доход меры государственной защиты их прав и законных интересов, предусмотренные для юрлиц и ИП.
На рассмотрение жалобы — 10 дней
Законопроект, с которым ознакомилась «Парламентская газета», обязывает уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных в регионах блюсти интересы самозанятых наравне с другими бизнесменами.Омбудсмены должны будут взаимодействовать с плательщиками налога на профессиональный доход, защищать их права, законные интересы и рассматривать поступившие от них жалобы. Причем срок, в течение которого надо принять обращение к рассмотрению или отказать, ограничен десятью днями со дня поступления. После этого ответ надо отправить в течение трех дней. Отказать можно только в трех случаях — если текст жалобы невозможно прочитать, заявитель задает один и тот же вопрос многократно, не приводя новых аргументов, либо невозможно дать ответ, не разглашая государственную тайну. Приняв заявку, омбудсмен должен держать обратившегося предпринимателя в курсе — не реже двух раз в месяц сообщать ему о принятых мерах, которые призваны восстановить нарушенные права самозанятого.Чтобы решить проблему, уполномоченный может использовать немало инструментов, включая обращение в профильные органы госвласти, чтобы найти путь разрешения вопроса либо привлечь к ответственности чиновников, нарушивших права предпринимателя. Омбудсмен имеет право обратиться и в суд — чтобы признать недействительными неправомерные решения госорганов или обжаловать судебные акты арбитражных судов, принятых в отношении заявителя.Читайте также:
• Самозанятых хотят пустить на рынок органической продукции
• ИП или самозанятые — что лучше?
Точечной помощью не обойтись
У омбудсмена в этой сфере есть и другие обязанности, в том числе участвовать в формировании госполитики в области развития предпринимательской деятельности. Эту задачу тоже предложено распространить на самозанятых.Надо сделать упор на системный анализ сложностей, которые встают перед плательщиками налога на профдоход, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. «Чтобы у нас был мониторинг самозанятости не только как экспериментального специального налогового режима, но и как общественно значимого феномена. В этом плане помощь федерального и региональных уполномоченных по правам предпринимателей была бы важна для законотворчества и дальнейшего регулирования отношений самозанятых с государством», — сказал депутат «Парламентской газете».