Феотудэй

Рыбаки больше не желают вкладываться в «Летучий голландец»

Присмотреться к результатам

В 2021 году отечественная рыбодобывающая отрасль вышла на показатель добычи в 5 миллионов тонн. Вместе с тем доля России в мировой добыче водных биоресурсов пока не превышает 6 процентов (для сравнения, доля СССР в мировой добыче составляла 12-15 процентов). Поэтому, открывая парламентские слушания, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин выразил мнение, что добычу рыбы необходимо наращивать и довести к 2030 году до 7 миллионов тонн в год.«России необходимо вернуться в Мировой океан полноценным игроком», — считает Владимир Кашин. Главным же препятствием на этом пути остается устаревший рыболовный флот (средний возраст судов составляет около 30 лет), а также недостаточное количество береговых перерабатывающих мощностей. В Правительстве о проблеме знают. В 2017 году была принята программа технической модернизации отрасли. Среди рыбаков она получила название квоты «под киль», или инвестиционных квот. Согласно требованиям программы, которые закреплены в поправках к закону о вылове биоресурсов, под такие квоты отводится не менее 20 процентов квот на вылов, которые распределялись между рыбаками. Каждая рыболовецкая компания, обладающая квотами, автоматически обязалась в течение пяти лет заказать для себя новые траулеры на российских верфях или построить на берегу рыбоперерабатывающие предприятия.Упрощенно суть программы выглядит так: хочешь ловить рыбу — купи российское рыбопромысловое судно. В результате действия программы на отечественных судоверфях было размещено заказов от рыбаков на 190 миллиардов рублей. Рыбаки, надеясь на увеличение вылова, брали кредиты в банках и инвестировали в строительство судов. В успех программы поверили и в Правительстве, и летом 2022 года в Госдуму был внесен законопроект о начале второго этапа квот "под киль«.«Документ вызвал негативные отзывы в приморских регионах», — констатирует Владимир Кашин. По его мнению, прежде чем принимать решение по новой инициативе Правительства, необходимо присмотреться к результатам первого этапа введения квот. Результаты же эти можно оценить как неоднозначные. Выступивший на парламентских слушаниях в Госдуме аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов отметил, что благодаря поступающим от рыбаков инвестициям успешно выполняется только программа по строительству рыбоперерабатывающих заводов. Из 24 запланированных построено 22 предприятия. А вот со строительством судов дело обстоит намного хуже. «Из 105 запланированных на воду спущено пока только девять судов», — сообщил в Мамедов. Причин отставания от графика много. Например, не все отечественные верфи оказались технологически готовы к строительству судов современных классов, сказалось отсутствие оборудования и специалистов, тормозит строительство и уход с российского рынка ряда зарубежных поставщиков электроники. «Задачи первого этапа введения инвестквот нельзя считать выполненными», — подытожил Сергей Мамедов.

Крабов ловят, а суда не строят

Прислушаться к регионам

«Из приморских регионов на законопроект поступают отрицательные отзывы. И мы не можем игнорировать эти мнения», — заявил на парламентских слушаниях сенатор от Камчатского края Валерий Пономарев. По его мнению, такая реакция руководителей регионов, а также рыболовецкого сообщества имеет веские основания. Специалистам очевидно, что для достройки судов, которые сегодня остаются на верфях, нужно не менее трех лет. «А это значит, что минимум на три года „зависли“ и деньги рыбаков, взятые в кредит, по которому нужно платить проценты», — объяснил Валерий Пономарев. Всего же, по данным Счетной палаты, в ходе осуществления второго этапа распределения инвестиционных квот в масштабах страны у рыбаков будут изъяты из оборота на неопределенный срок 450 миллиардов рублей. О том, к чему это может привести, говорится в обращении губернатора Магаданской области Сергея Носова к руководству обеих палат. Он отмечает, что второй этап распределения квот «под киль» затрагивает вылов уже не только редких биоресурсов, которые в основном идут на экспорт, но и квоты на такую распространенную рыбу, как минтай и сельдь. В результате рыбаки окажутся в вынужденном простое до того времени, когда построенное судно спустят на воду, это вызовет снижение вылова (потери рыбаков в регионе могут составить 7 миллиардов рублей ежегодно). «Как следствие мы столкнемся с недозагруженностью производственных мощностей, снижением доходов рыбаков и возможной потерей рабочих мест», — отмечает губернатор. В связи с этим, по мнению губернатора, возникает опасность банкротства небольших и даже средних рыболовецких предприятий.При этом, добавляет сенатор Пономарев, мы добьемся не повышения доступности рыбной продукции для граждан, как об этом говорится в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года, а, напротив, роста цен, поскольку промысловики будут перекладывать издержки на потребителя. Сенатор считает, что в таком виде законопроект не может быть принят и в данном вопросе необходимо искать компромиссы с Правительством.Читайте также:

• Майоров призвал разработать новый национальный план по борьбе с незаконным уловом

Малый бизнес выведут из-под удара

Для совместной доработки законопроекта в ближайшее время будет создана согласительная комиссия под руководством вице-премьера, в которую войдут представители всех заинтересованных сторон и законодатели обеих палат. С предложением создать такую комиссию выступила на слушаниях зампред Госдумы Ирина Яровая."Мы должны быть готовы реализовывать курс на успешное развитие регионов в ситуации, когда Россия находится под колоссальным внешним преступным санкционным давлением. — заявила Яровая. — Надо прислушиваться к аргументации тех, кто выражает мнение реальных живых коллективов, потому что эти люди и есть самое главное на Дальнем Востоке«.Основные направления деятельности согласительной комиссии сформулировал глава аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин.«Под действие законопроекта попадает 74 малых и средних предприятия, 17 градо- и поселкообразующих предприятий, которые не смогут принять участие во втором этапе распределения квот, так как не имеют достаточной финансовой обеспеченности. Доля вылова, а значит, и выручка таких хозяйств, уменьшится. Поэтому необходимо вывести из-под рисков недополучения доходов такие предприятия», — считает он. В Правительстве к компромиссам, похоже, готовы. Во всяком случае, глава Росрыболовства Илья Шестаков пообещал на парламентских слушаниях учесть при корректировке документа возможные потери малого бизнеса. Однако он напомнил, что для этого нужны критерии, как отличить действительно малый бизнес от многочисленных «дочек», на которые могут начать дробить крупные холдинги.Согласительной комиссии также предстоит рассмотреть и предложение сенаторов о возможной замене инвестиционных квот на повышение налога для рыболовецких компаний за пользование биоресурсами. «Сегодня он невысок, и рыбаки готовы платить больше. Преимущество этого механизма в том, что он позволит создать для рыбаков понятные правила игры. Увеличенная ставка налога за пользование водными биоресурсами позволит отрасли сохранить прежние объемы производства, а где-то и наращивать их.Кроме того, такой налог поддержит региональную экономику (80 процентов сбора от природной ренты поступает в региональные бюджеты), которые, в свою очередь, смогут инвестировать в судостроение», — рассказал «Парламентской газете» сенатор от Магаданской области Анатолий Широков.Напомним, ранее на поспешность подготовки законопроекта о втором этапе инвестиционного квотирования в отрасли обратила внимание Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Мы — палата регионов, и если все рыболовецкие регионы против, то мы не имеем юридического права принимать такой закон», предупредила Матвиенко.