100 миллионов квадратов аварийного жилья и недоступность ипотеки
Надежда на регионы
Стратегия, изложенная на 130 страницах, декларирует серьезные планы. Так, к 2030 году власти рассчитывают ввести в эксплуатацию по всей России более миллиарда квадратных метров жилья — не менее 550 миллионов многоквартирного и не менее 450 миллионов индивидуального. Для этого темпы строительства нужно увеличить до 120 миллионов квадратов в год, притом что на конец 2021-го (более поздний период стратегия не охватывает) этот показатель равнялся 92,6 миллиона, что являлось рекордом за последние годы.И это только один из пунктов. Так, в документе говорится о масштабном обновлении ветхого жилья, сокращении очередей на квартиры для льготников в пять раз (с 25 до пяти лет), повышении доступности для людей собственных квартир и домов и так далее. Вот только сделать все это даже с учетом масштабного горизонта планирования в семь с небольшим лет будет не так-то просто.
Самые серьезные трудности, судя по тексту документа, будет представлять работа с ветхим жилым фондом. Так, составители стратегии отмечают: по данным Федеральной службы государственной статистики, около четырех процентов жилья в России имеет износ более 65 процентов. Звучит не так чтобы угрожающе, но в сухих цифрах эти четыре процента равняются почти 100 миллионам квадратных метров. При этом многие из ветхих домов до сих пор даже не включены в программу по расселению.
"Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 1 января 2017 до 1 января 2022-го, составляет 14,4 миллиона квадратных метров, в нем проживает около 800 тысяч человек, — говорится в документе. — Всего в Российской Федерации признано аварийным и не вошло в действующую программу около 15,8 миллионов квадратных метров жилья".При этом жилье ветшает быстрее, чем его успевают расселять: по прогнозам специалистов, к 2029 году аварийными признают еще 16 с лишним миллионов квадратных метров. Поэтому особые надежды в борьбе с этой проблемой Правительство возлагает на региональные программы расселения — федеральная с объемами не справляется, вот они могут вытянуть. При надлежащей реализации, конечно же.Ипотеку не может себе позволить половина россиян
Другая проблема — недоступность ипотеки. Приобрести жилье сразу за полную стоимость в России может, мягко говоря, не каждый, поэтому ипотека является одним из наиболее востребованных видов кредита — на нее, сказано в документе, приходится порядка 48 процентов общего кредитного портфеля населения. В сухих цифрах это почти 13 триллионов рублей, или 10 процентов ВВП страны. При этом, несмотря на многочисленные льготные программы и усиленную работу по снижению ставки (на конец 2021 года она равнялась 5,9 процента для новостроек и 8,31 процента для вторички), ипотеку по-прежнему не могут позволить себе около половины россиян.
"Вызовом является недоступность ипотеки для 50 процентов населения при значении рыночной ставки по ипотеке на уровне 9 — 10 процентов, — отмечают составители стратегии, — а также отсутствие роста реальных доходов населения как основы для формирования долгосрочного стабильного спроса на жилье«.Для того чтобы решить эту проблему, Правительство предлагает использовать целый комплекс мер. Это и накопительные жилищные счета для первого взноса, и перевод взаимодействия заемщиков и банков в электронный формат для снижения издержек, и развитие льготной ипотеки и так далее. За счет всего этого ипотеку планируют сделать доступной в общей сложности для 60 процентов россиян.
Хуснуллин предложил особую ипотеку для «вторички»
25 лет в очереди
Наконец, целый кластер проблем связан с очередями на жилье для льготников. Так, на 1 января 2022 года положенных квартир и домов от государства дожидалось почти 749 тысяч семей. Для понимания масштабов: за весь 2021 год жильем удалось обеспечить чуть меньше 24 тысяч семей. Это немало, но понятно, что такими темпами очередь будет двигаться крайне медленно. Так, собственно, и происходит: по словам авторов стратегии, среднее время ожидания сейчас составляет около 25 лет. Начиная с 2030 года оно должно сократиться впятеро.«Для достижения этой цели стратегия предусматривает инвентаризацию очередей на улучшение жилищных условий и создание единого реестра нуждающихся граждан, — отмечается в стратегии, — строительство жилищного фонда социального использования и арендного жилья, совершенствование законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и другие формы поддержки».
При всем при этом стратегия предусматривает два варианта развития ситуации с жилищным и коммунальным строительством: базовый и рисковый. Базовый, при котором все сложится так, как запланировано выше, удастся реализовать при условии восстановления логистических цепочек для строительных ресурсов, переориентации импорта, активизации импортозамещения и усиленного финансирования строительного сектора, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.
Риски учтены
Одним словом, планы большие, а вот перспективы пока что туманные. Тем не менее настрой у властей, судя по всему, оптимистичный. Так, ранее на Петербургском международном экономическом форуме вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что стратегия учитывает все возможные риски."Мы впервые подошли к программе развития строительной отрасли и ЖКХ как к системной межотраслевой программе, — отметил политик. — Мы учитываем все виды строительства, увязываем его с пространственным развитием, увязываем с финансовой системой, увязываем с условиями жизни каждого гражданина в каждом населенном пункте«.В эту среду, 2 ноября, Марат Хуснуллин на «правительственном часе» в Совете Федерации также подтвердил, что базовый сценарий в данный момент является для отрасли приоритетным.«Несмотря на все сложности, пока мы не отказываемся от базового сценария и не собираемся уходить от запланированных объемов», — констатировал вице-премьер.
Семейную ипотеку решили продлить