Не до связи
Изображения
Описание
Надо признать, что основной задел для сети базовых станций, которая сейчас развернута в Крыму, был сделан именно в первые ударные годы российской действительности. Первый крымский оператор приводил в порядок брошенные останки украинских станций, причем делал это в тесном взаимодействии с профильным министерством, которое отрабатывало самые насущные запросы. Понятно, что в отдаленные степные села нормальная связь пришла позже Симферополя, Ялты, Евпатории и других, прежде всего — курортных, городов. Но устранение цифрового неравенства — задача, поставленная на государственном уровне, и ее никто не отменял. Однако после нескольких лет заметного прогресса в Крыму явно ощущается не стагнация, а даже некий спад. И санкции, которые сделали невозможной поставку оборудования западных производителей, лишь часть проблемы.
На федеральном уровне вопросами связи занимается Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Обычно название министерства говорит о расстановке приоритетов в работе (история аналогична указанию состава продуктов питания на упаковке). И здесь связь пусть и не на первом, но и не на последнем месте. В наш информационный век связь — действительно одно из основных средств цифрового развития.
К слову, в советские времена связь всегда была крепко увязана с транспортом. В ту эпоху такой подход был логичен и оправдан. Наши времена требуют совсем другого подхода, но, похоже, универсальная формула не найдена.
Например, в Крыму было создано и до сих пор существует Министерство внутренней политики, информации и связи. Как вообще в одном месте можно увязать внутреннюю политику и связь, вопрос не праздный, но и не первостепенный. А вот место этой связи явно и недвусмысленно указано. Есть подозрение, что министерство вообще создавалось на заре российского Крыма под конкретного руководителя в силу его компетенций, но каждый новый министр, занимая этот пост, в своей работе, судя по всему, пляшет от названия. При назначении же на должность способность разбираться в этой отрасли и вовсе отходит на второй план. И чем дальше, тем хуже становится сфере связи.
В среде крымских операторов не скрывают, что никакого участия действующий министр связи в развитии отрасли не принимает. Даже текущие вопросы остаются без внимания, хотя зачастую для их решения достаточно слова министра Владимира Трегуба.
Чем занимается министр, можно понять хотя бы по содержанию страницы министерства на правительственном портале за последний год. Министр поздравляет. Министр встречается. Министр приветствует участников конкурсов. Министр благодарит участников этих конкурсов. Министр сам принимает в чем-то участие на правах приглашенной звезды. Это — суть его деятельности. Из этого списка сознательно исключены весточки о запуске новых базовых станций: во-первых, хоть и сообщается о каждой отдельной станции, но их критично мало; во-вторых, министр в данном случае выступает лишь как источник информации, но не должностное лицо, которое способствовало запуску станций в силу должностных же обязанностей.
Сейчас мобильные операторы (а инфраструктура вообще в распоряжении лишь одного из них — Win mobile) расширяют сеть по своим собственным инвестпрограммам. И каждое действие — это их желание.
Очевидно, что бизнес будет вкладываться либо в перспективные проекты, либо в субсидируемые государством (как в случае с проектом «Устранение цифрового неравенства» по обеспечению связью жителей малых населенных пунктов). Как профильный министр влияет на эти процессы, остается загадкой. Даже в том же Совмине (а значит — и в центре Симферополя) качество мобильного интернета оставляет желать гораздо лучшего, особенно с учетом того, что речь идет о столице республики. Это очень хорошо чувствуется при попытке позвонить через любой из мессенджеров. Но коммуникации с операторами у министра нет, да и сидит он в другом здании. И как оператор узнает о проблеме, чтобы исправить ее?
Простой пример — мининформ ежемесячно отчитывается о поступивших обращениях граждан. И из отчета в отчет кочует формулировка: «Наибольшее количество обращений касалось отсутствия предоставления услуги фиксированной телефонной связи со стороны АО „Крымтелеком“, качества предоставления подвижной радиотелефонной связи». С «Крымтелекомом» все понятно: фиксированная связь — уходящая натура, кроме того, по неофициальной информации, компания собирается развернуться на полную уже в этом году. А вот жалобы людей на мобильную связь — нехороший симптом. Ведь жалуются по факту те, у кого эта связь именно ухудшилась, а не те, у кого ее и так не было.
Отдельный пункт в обеспечении мобильной связью — покрытие трасс, особенно актуальное в курортном регионе. Согласно данным портала качествосвязи.рф, проблем с голосовой связью стандарта 2G практически нигде нет. Но уже с 3G и особенно с 4G — почти фаталити. Например, трасса «Таврида» от Симферополя до Феодосии на апрель 2022 года — сплошь в черном и красном цвете, с единичными зелеными и желтыми просветами. От Феодосии до Керчи (на июль прошлого года) — лишь два зеленых «пятна». Чуть лучше от столицы Крыма до Севастополя, но во многом благодаря прохождению трассы через Бахчисарай.
Проехать по главной курортной трассе Алушта — Ялта — Севастополь без единого разрыва тоже никак не получится: если от Алушты до Ялты еще наблюдаются вкрапления 4G, то дальше — все глухо.
«Сегодня доступ к мобильной связи и интернету уже не просто необходимость. Тем не менее большое количество жителей, главным образом, проживающие в сельских и отдаленных районах, не имеют доступа к мобильному интернету или качество связи оставляет желать лучшего. Также имеются участки дорог, где есть дыры в радиопокрытии. Такие проблемы наблюдаются по автомобильной трассе „Таврида“, на дорогах регионального значения и железнодорожной магистрали Симферополь — Джанкой — Крымский мост», — сообщили в мининформе на запрос агентства.
Охват железнодорожного сообщения, кстати, характерная беда для всей России. Путешественники, предпочитающие этот вид транспорта, выпадают из мира интернета практически на все время передвижения. Крым, к сожалению, лишь подтверждает правило.
Можно было бы сказать, что трафик мобильного интернета именно на трассах не так важен, как в населенных пунктах. Но специфика курортного региона как раз и состоит в том, что перемещения здесь занимают немало времени (плюсуйте сюда еще летние пробки), а активности и достопримечательности вынесены за пределы городов.
В мининформе главной причиной недостаточного покрытия вдоль дорог называют отсутствие необходимой инфраструктуры: нет возможности подключить электричество, нет подъездных дорог к месту размещения оборудования в оптимальных точках близ трасс и т.д. Но ведь организация инфраструктуры — как раз задача государства, а в нашем случае — республиканской власти. Не операторам же заниматься бесконечным хождением по кабинетам тех, кто выделяет землю и подводит электричество.
На сегодня ведется строительство 61 антенно-мачтового сооружения: в Бахчисарайском, Белогорском, Джанкойском, Кировском, Красногвардейском, Ленинском, Раздольненском, Сакском, Симферопольском, Советском и Черноморском районах, а также в Алуште, Ялте и Судаке. В дальнейшем операторы связи смогут разместить на предоставленных площадках свое оборудование. Вопрос — как быстро это произойдет и отразится ли системно на решении проблемы.
Возможно, после объявления Сбербанка о приходе в Крым изменятся настроения и у федеральных операторов связи, но быстрого решения ждать все равно не стоит. Особенно если учесть, что местный министр не смог наладить коммуникацию даже с крымскими операторами. Что уж говорить о более высоком уровне.
P.S. Почти одновременно с публикацией этого материала на правительственном портале вышло сообщение о том, что сегодня в Крыму насчитывается порядка 4 тысяч мобильных базовых станций. Правда, он так и не дал ответа на вопрос о роли министра в развитии связи, а также улучшения качества этой самой связи.