Феотудэй

Хуснуллин: в Донецке выдан первый ипотечный кредит, в Крыму создан запас воды

— Марат Шакирзянович, каких договоренностей вы ожидаете в рамках Евразийского конгресса?

— В первую очередь это транспортная инфраструктура. Нас в первую очередь интересует коридор «Север-Юг», это возможность из России выйти к Индийскому океану через Иран. У нас есть два здесь пути. Это западный маршрут через Азербайджан, Иран, ну, и с нашей стороны, соответственно, через Дагестан. Второй маршрут восточный — это через Астраханскую область, Саратовскую область, выход в Казахстан, Туркменистан, Иран и в порты Индийского океана.

Мы сейчас смотрим логистику, смотрим возможность увязки, синхронизации, пропускной способности погранпунктов, возможность и состояние, качество дорог. И, кстати, я хочу сказать, что этот маршрут, он уже действующий, он не новый. Уже есть ряд автомобилей, которые по этому маршруту с грузом уже прошли.

Это развитие еще и маршрутов автомобильных, железнодорожных. И конечно же, по Каспию морское судоходство, развитие наших портов. Здесь у нас очень большой интерес в развитии астраханских портов, в частности порта Оля, и портов, которые находятся в Дагестане.

— На форуме в Казани вы называли конкретные цифры финансирования проекта: по-моему, 280 миллиардов рублей до 2030 года, если я не ошибаюсь?

— Это мы считали свою часть. Это приведение дорог на территории России мы в пятилетний план работ включили. В этом году мы уже запустим до Казани маршрут, в следующем году — до Тюмени, ну и дальше до Омска вниз. Ну, и выход через Оренбургскую область к казахской границе.

Коллеги со стороны Казахстана тоже свою часть работы делают. Мы смотрим сейчас от Астрахани до казахской границы расширение дорог. Мы смотрим обходы Астрахани для того, чтобы западную часть коридора в обход Каспийского моря сделать. У нас и обход Астрахани сюда включается, обход Дербента, Махачкалы, расширение погранпунктов. Деньги у нас на это в пятилетнем плане есть.

— Вы недавно посещали новые регионы. Какие планы, перспективы по развитию дорожной инфраструктуры на новых территориях?

— По дорожной инфраструктуре мы взяли достаточно амбициозные планы. Мы планируем до 2030 года привести в нормативное состояние на 85% основные федеральные и региональные дороги. Это большая работа, это сотни тысяч километров. Сейчас мы составили план на трехлетку. Кроме этого, мы сейчас продолжаем эту программу расширять на населенные пункты, на дороги внутри населенных пунктов, потому что очень много обращений от граждан именно по состоянию улично-дорожной сети. Конечно, обещать, что мы там сделаем все дороги в идеальном состоянии, я не могу. Но сказать, что основные дороги так же быстро, как мы делаем в России, мы отремонтируем, могу. В этом году мы точно видим не менее 800 километров дорог.

— Какие планы по развитию жилищной инфраструктуры в новых регионах?

— По жилищу проект крайне тяжелый. Потому что у нас как таковых застройщиков нету, ипотека пока не развита. Но, правда, хорошая новость: Промсвязьбанк под 2% вчера выдал первый ипотечный кредит. Мы приняли программу, что для новых территорий будет ипотека под 2%, так же, как на Дальнем Востоке.

— Где был выдан первый кредит?

— В Донецке. Наша сейчас задача — создать механизм финансирования застройщика. Уже есть порядка семи-восьми застройщиков и 32 площадки, на которых они хотят строить жилье. И второй блок, важнейший: у нас же есть разрушенное жилье, допустим, в Мариуполе. Вот мы в этом году сдадим 6000 квартир на миллион квадратных метров. Большой объем в Волновахе мы сдаем. Сейчас мы посмотрели все недострои, которые в Луганске, в Донецкой области. У нас по стране действовует программа обманутых дольщиков и достройки незавершенных объектов. Сейчас мы Фонду развития территорий, который программой занимается, поставили задачу собрать все незавершенные дома и запустить механизм достройки. Это большая программа по восстановления ИЖС.

— За разрушенное жилье люди получают компенсацию?

— У нас за каждый метр разрушенного жилья, человек получает 35 тысяч рублей компенсации, раз.

— Это «живые» деньги?

— Это «живые» деньги, прямо «живые» деньги. Получают за утерянное имущество по 100 тысяч на каждого члена семьи и на капитальный ремонт, на внутреннюю отделку по 7 тысяч рублей на квадратный метр. То есть базовые деньги для того чтобы запустить программу восстановления, есть, предусмотрены в бюджете. Плюс ипотечный механизм, что, если, например, у человека был дом площадью 70 квадратных метров, а он хочет 100, под 2% можем сделать ипотеку. Пока не скажу, что очень много желающих, но под 2% люди будут брать.

— Какие планы на ближайшее будущее по обеспечению водоснабжения Крыма и новых регионов в целом?

— По Крыму, к счастью, я могу сказать, что у нас ситуация с Каховской ГЭС по водообеспечению питьевым снабжением не повлияет. Потому что у нас Крым полностью автономно обеспечен водой. Мы, если вы помните, два последних года очень активно по поручению президента занимались этими вопросами. Мы сделали дополнительные каналы связи между водохранилищем и разбурили все возможные подземные источники, дали дополнительное поступление воды из подземных источников. Плюс в этом году, могу сейчас откровенно сказать, погода помогла — были дожди. Водохранилища все наполнены водой. Поэтому по Крыму у нас запас воды на 500 дней есть. Мы считаем, что до следующего год спокойно мы проживем. Я не вижу проблем. Жалко, что, конечно, сельхозпроизводители, которые рассчитывали получать воду из Крымского канала, — здесь будем смотреть, как дальше, работаем.

— Есть какие-то варианты возместить им эту воду?

— Пока считаем различные варианты. По обеспечению других населенных пунктов водой будем делать такую же программу, как в Крыму. Будем смотреть, что можно получить из подземных источников, что — за счет переброски с других водоисточников. И без воды не останемся.

— Спасибо большое.