Ночные допросы: как украинские силовики давили на экипаж «Норда»
«Первые три дня у нас не было адвокатов. Все допросы проходили с 11 часов ночи до 5 часов утра. Разве это не давление? Адвокаты приехали к нам в семь утра, а разрешение пройти на борт им дали в полдвенадцатого ночи. Пока их не было, у нас не было ни воды, ни еды, ни света», — рассказал матрос Павел Чмыхалов.
Он добавил, что все члены экипажа постоянно находились «под присмотром». «Мы все делали под присмотром СБУ, представителей так называемой „прокуратуры Автономной Республики Крым“. Ездили на допросы в СБУ», — сказал Чмыхалов.
По его словам, на допросах постоянно звучали одни и те же вопросы. «Они хотели, чтобы мы приняли позицию о том, что мы граждане Украины. Спрашивали про гражданство, есть ли украинские документы. Говорили, что нет, что мы граждане РФ, а они: „Может все-таки украинец?“. Эти разговоры постоянно продолжались. Меня на первом суде признали украинцем только потому, что они так решили», — уточнил матрос.
В свою очередь член экипажа «Норда» Виктор Федышин заявил, что в порту Бердянска к ним не пустили представителя ОБСЕ, назвав это «нарушением конвенции по правам человека».
Украинские пограничники 25 марта задержали крымское судно «Норд» под флагом России в Азовском море с 10 членами экипажа. Все они граждане России, но Киев считает их украинскими гражданами. Два члена экипажа сумели вернуться в Крым через Белоруссию, семь сняли с рейса в Минск. Судовладелец заявил, что судно задержано противоправно, а действия пограничников опасны для жизни членов экипажа. Управление ФСБ Крыма возбудило дело по статье 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава».
Во вторник, 30 октября, семь членов экипажа крымского сейнера обменяли на семерых украинских моряков с рыболовецкого судна ЯМК-0041. Капитан «Норда» Владимир Горбенко остался на Украине под подпиской о невыезде.