Взносы в систему ОМС за детей и пенсионеров должен платить федеральный центр
Изображения
Описание
Об орфанных пациентах не забудут
Взносы в систему ОМС за неработающее население для многих регионов остаются серьёзной финансовой нагрузкой. Как результат, страдают от этого другие граждане.
«Знаю несколько субъектов, где расходы (на уплату взносов в систему ОМС за неработающее население. — Прим. ред.) больше, чем на зарплаты бюджетников», — подчеркнула Валентина Матвиенко.При этом с каждым годом траты становятся всё более ощутимыми. В частности, только Санкт-Петербургу в следующем году придётся выделить на эти цели больше на 12 миллиардов рублей.
«Это колоссальные средства даже для этого субъекта», — отметила спикер.
По её словам, парламентарии уже обращались в Минфин с предложением частично снять с регионов такое бремя и перевести на федеральный уровень уплату взносов хотя бы за детей и пенсионеров. Первоначально представители ведомства инициативу поддержали. «Но позже Минфин отказался от этой идеи, — сказала Валентина Матвиенко — Мы будем и дальше поднимать эту тему, будем настаивать на том, чтобы платежи хотя бы за две эти категории — пенсионеров и детей были подняты на федеральный уровень».
В планах сенаторов и ещё одна — не менее амбициозная задача — добиться того, чтобы
закупка лекарств для пациентов со всеми орфанными заболеваниями велась за счёт средств федерального бюджета. Валентина Матвиенко напомнила об уже принятом законе, переводящем на федеральный уровень закупку лекарств для пяти самых затратных в лечении орфанных нозологий. «Но это только начало, — отметила спикер. — Надо дальше двигаться по этому пути — закупку всех лекарств по орфанным заболеваниям необходимо перевести на федеральный уровень, чтобы обеспечить равенство и доступность всех граждан в стране к получению лекарств по этим редким заболеваниям».
Серьёзной проблемой в системе здравоохранения остаются и диспропорции в тарифах на оказание медицинской помощи.
«Так, на лечение одного онкологического больного в зависимости от региона приходится от 15 тысяч до 222 тысяч рублей. Разница почти в 15 раз! Мы продвигаем создание стандарта благополучия, по которому каждый россиянин мог бы рассчитывать на достойное качество социальных услуг вне зависимости от места проживания», — заявила Валентина Матвиенко.
Аналогичная ситуация сложилась со строительством новых медицинских учреждений: их стоимость от региона к региону также отличается в разы. И если к северным районам у сенаторов вопросов нет, то ощутимая разница в ценах в соседних субъектах Федерации, не может не удивлять.
«Настало время в координации с Минстроем и другими заинтересованными ведомствами подумать о внедрении типовых проектов медучреждений, — считает Валентина Матвиенко. — Это позволит экономить и время, и деньги на разработку проектно-сметной документации».
Дефицита врачей не будет к 2024 году
В общей сложности встреча сенаторов с главой Минздрава продолжалась около двух часов. Данные ведомства о том, что по результатам прошлого года число случаев оказания специализированной медицинской помощи иностранцам превысило 120 тысяч, вызвали обеспокоенность сенатора Константина Косачева. «Нет ли опасности, что эти 120 тысяч услуг не будут оказаны гражданам РФ ради того, чтобы заработать дополнительные ресурсы на иностранцах?» — спросил он.
Глава Минздрава была категорична — такой поворот событий исключён. Как пояснила Скворцова, возможности российских медцентров, больниц и клиник «перекрывают реальные потребности россиян». К тому же указанные услуги предоставляются не только в известных федеральных центрах столицы. В частности, граждане Казахстана лечатся в Оренбурге или Орске. В Калининград приезжают граждане Белоруссии и Литвы.
Сенатора Виктора Бондарева интересовало, в какие сроки Минздрав планирует решить проблему с дефицитом медкадров. По словам Вероники Скворцовой, на 95 процентов нехватку врачей и среднего медицинского персонала планируется устранить
до 2021 года, к 2024 году проблема будет решена на 100 процентов. «Конечно, для того чтобы закреплять специалистов там, где они нужны, потребуются серьёзные дополнительные меры, — сказала министр. — Основной государственной мерой является целевая подготовка, которая уже сейчас в некоторых вузах доходит до 80 процентов от всех бюджетных мест. Отдельная тема — это ординатура. Чтобы решить тему с бесплатной ординатурой, мы заложили увеличение в два раза числа мест — с 12 тысяч до 24 тысяч в течение ближайших двух лет».
Кроме того, не за горами и запуск пилотных проектов в некоторых регионах по лекарственному страхованию (возмещению государством стоимости лекарственных препаратов). Ещё одна хорошая новость от министра заключается в том, что до 2024 года в России проведут полное переоснащение более 600 сосудистых центров. Скворцова
напомнила о том, что «сосудистая программа» была запущена в России ровно 10 лет назад, в 2008 году. «Мы пытаемся в той же последовательности, примерно как регионы заходили в проект, начинать обменивать их оборудование, включая всё крупное тяжёлое оборудование: компьютерные, магнитно-резонансные томографы, ангиографы, нейрохирургические операционные, микроскопы и так далее», — сообщила она.
В свою очередь, Валентина Матвиенко призвала министра по возможности закупать для российских клиник отечественное оборудование, аналогичное импортному.
«У нас хорошая отечественная рентгеновская аппаратура, её надо тоже использовать. Просто Минздрав должен быть заказчиком для отечественной промышленности, отечественного медицинского оборудования. Это необходимо делать», — считает спикер Совета Федерации.